Hajm 606 sahifalar
2018 yil
Горький: страсти по Максиму
Kitob haqida
Максим Горький – одна из самых сложных личностей конца XIX – первой трети ХХ века. И сегодня он остается фигурой загадочной, во многом необъяснимой. Спорят и об обстоятельствах его ухода из жизни: одни считают, что он умер своей смертью, другие – что ему «помогли», и о его писательском величии: не был ли он фигурой, раздутой своей эпохой? Не была ли его слава сперва результатом революционной моды, а затем – идеологической пропаганды? Почему он уехал в эмиграцию от Ленина, а вернулся к Сталину? На эти и другие вопросы отвечает Павел Басинский – писатель и журналист, лауреат премии «Большая книга», автор книг «Лев Толстой: Бегство из рая», «Святой против Льва» о вражде Толстого и Иоанна Кронштадтского, «Лев в тени Льва» и «Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой».
В книге насыщенный иллюстративный материал; также прилагаются воспоминания Владислава Ходасевича, Корнея Чуковского, Виктора Шкловского, Евгения Замятина и малоизвестный некролог Льва Троцкого.
Это очень серьезная и интересная книга, написанная просто и легко. Автор сообщает о Горьком сведения, которые не изучаются в школе, приглашает к раздумью о непростой судьбе буревестника революции.После прочтения этой книги захотелось еще раз перечитать произведения Горького, взглянуть на его творчество с высоты своих прожитых лет, а не через призму школьных учебников.
Почему я стала читать эту книгу? Разве только потому, что восхитилась когда-то шедевром Басинского о Толстом, а потом замерла в изумлении и непонимании перед его же "Джоном Половинкиным"? А может потому, что, бродя по заснеженному, замороженному Питеру, набрела на маленький магазинчик с дешевыми книжками, а теперь в преддверии новых питерских открытий решила прочитать? Она лежала давно на моем пианино... Год лежала... В нее порой заглядывал муж, но потом закрывал (тут что ни делай - все бесполезно, не дочитывает он книг). И она так сиротливо просила: "Пора, пора..." Горький...Для меня это глыба, огромная каменная глыба, внешне каменная. Я знаю, что внутренне он был совсем другим, человечным. Конечно, кто не ошибается... Он человек, и он ошибался. Выйдя из школы, я точно знала, что Горький - это такой дядька с большими усами (а ля Ницше), советский писатель № 1. Потом в институте я узнала, что он великий труженик и трудоголик, отзывчивый, любвеобильный, но по-мужски какой-то прочный и надежный. Меня никогда не интересовали его взаимоотношения с властью. Упаси Боже кого-то осуждать. Я не жила в то время, не была писателем, поэтому не знаю, что лучше: сгорать от голода, как Блок, уезжать и жить за границей, как Бунин, сгинуть в лагерях, как Мандельштам, открытыми глазами смотреть на убийц и не дрогнуть, как Гумилев, покончить с жизнью, как Маяковский, или принять новую власть и вернуться, как А.Н.Толстой. Я всех их люблю, каждого уважаю, перед многими преклоняюсь.
Что я хотела найти в этой книге? Увидеть Горького-человека, особенного, со своими плюсами и минусами, большого, талантливого и разного.Я хотела узнать о нем то, чего не знала. Я нашла много интересного, но это касается в основном его отношений с властью: Ленин-Горький-Сталин. Увидела борца, "еретика", философа, но за всей этой глыбой не разглядела чего-то поистине человеческого. А ведь не простая личность, ох не простая. Постоянно его дружба превращалась в холодность и вражду, примеров тому множество: Бунин, Андреев, эмигранты. Сколько раз он ошибался в людях, а потом искренне раскаивался. Несмотря ни на что, было в нем что-то поистине трогательное, в этом неграмотном мальчишке, не нужном своей семье и выброшенном "в люди", превратившемся в "человека эпохи".
Так какой он, Горький, для меня после прочтения книги? Вот такой:
Он мог быть хитрым и лукавым. Он не любил неприятной правды, умел делать "глухое ухо", нередко позволял ввязывать себя в темные провокации. Но подлецом и провокатором Горький не был.
Бросила чтение, автор сильно полагается, что читатель освежил в памяти как минимум «Детство», «Отрочество» и «Мои университеты». А ещё лучше – всё творчество Алексея Максимовича. Отовсюду появляются персонажи автобиографичесеих книг Горького и автор не собирается напоминать нам, кто это. Без «базовой» трилогии книга Басинского распадается на куски, потому что последовательного рассказа о жизни Горького в ней нет. Автор скорее заполняет пустоты, оставленные Горьким. Это допустимый подход, но сомневаюсь, что Алексей Максимович так же любим и популярен, как Толстой, чтобы поладаться на читательскую эрудицию. Понимаю, что Басинскому не интересно разжёвывать очевидные для него вещи, но и меня он не вдохновил на перечитывание Горького, а только разочаровал.
Мне показалось, что личность Горького так и не раскрыта. По сути, изложены лишь факты его жизни. Но как и какие из событий повлияли на Горького? К сожалению, после прочтения остаётся ощущение того, что отделался, но не остаётся вопросов, надо которыми хочется потом подумать.
Одна поэтесса высказала простую и, как мне кажется, верную мысль.
"Может ли поэт испачкаться о власть? - сказала она. - Наверное, да. Но мне думается все же, что как бы ни был чист, к примеру, Бунин, испачкавшийся Горький сделал для литературы много больше..."
В детстве, отрочестве и юности ему недоставало любви. Простой, теплой человеческой любви… Именно в этом его ранняя трагедия и объяснение псевдонима “Горький”, который он придумал себе в 1892 году в Тифлисе, когда написал первый рассказ “Макар Чудра” (сразу – шедевр!), и который в конце концов подменил его настоящее имя – Алексей Пешко́в (с ударением на последнем слоге).
невольно возникают вопросы. Ведь речь идет о том самом Сперанском, который 20 июня 1936 года, через два дня после кончины Горького, напечатал в “Правде” историю его болезни. В ней он
Izohlar, 26 izohlar26