Не могла удержаться, чтобы не купить книгу великого искусствоведа и известного популяризатора изобразительного искусства Паолы Волковой. Конечно, все её книги интересны и заслуживают внимания. Но, по моему мнению, именно в этом издании удачно объединены одни из самых важных и знаковых её лекций, благодаря которым можно составить довольно объективное представление о мире художественной культуры и его создателях.
Hajm 641 sahifa
Kitob haqida
Перед вами обновленное издание уникальных лекций по истории и философии изобразительного искусства, составляющих цикл «Мост через бездну» известной российской писательницы, искусствоведа и преподавателя Паолы Волковой.
«Полная история искусств» дает читателю возможность составить всестороннее представление об истории искусства, творческом процессе и личности художника. Это происходит благодаря уникальному методу Паолы Волковой, детально прослеживающей новые связи между абсолютно далекими друг от друга формами искусства. Например, между культурой острова Крит и древними испанскими традициями.
Материал в книге организован по историко-хронологическому принципу с диапазоном от античности до концептуализма XX века и делится на три больших части. «Комментарий к античности» рассказывает о зарождении искусства в Греции, Риме и Китае, об архаике, зеркальности и театре. Следующая часть – «Мистики и гуманисты» – посвящена искусству эпох Возрождения и Просвещения. Завершает книгу рассказ о наиболее значимых художниках XX века: Ван Гоге, Дали, Пикассо и других.
Данное издание содержит несколько ранее не публиковавшихся лекций из личного архива Паолы Волковой.
Паола Волкова – известный искусствовед, поэтому я удивилась, увидев на этой книге относительно низкий рейтинг. Но потом стала читать и, мне кажется, поняла, почему.
Паола Волкова обладает обширными знаниями и эрудицией, но научной я бы эту книгу назвать не смогла. Информация здесь не четко структурирована, но главное – очень много гипотез, а не фактов, причем некоторые гипотезы рассматриваются довольно однобоко (например, поднимая вопрос об авторстве шекспировского канона, Волкова почему-то умалчивает о Кристофере Марло, хотя стилометрический анализ показывал близость текстов канона именно с текстами Марло, а не кого-то другого). Думаю, некоторым читателям такой подход мог не понравиться, однако лично меня книга заинтересовала и показалась занимательной.
Книги Паолы лучшие для понимания искусства. Если нужно изучит не теорию, а именно понять искусство и живопись, то это то что нужно. Похожим будет только очень хороший и опытный преподаватель в Университете. Бесплатно и просто так этих знаний никто не даст. Только какие то отрывочные заметки. Паола старалась для слушателей. Не нужно ограничивать знания только историей искусств. Можно Вазари почитать, или Гнедича. Паолу и слушать одно удовольствие и смотреть как она рассказывает. Никто из её студентов не скажет что её тексты не структурировать или не сходятся с историей.
Izoh qoldiring
Компас изобретен был в Китае давно-давно, и сначала роль стрелки исполняла ложка, сделанная из специальных руд и укрепленная на квадратном основании. Ориентиры при строительстве были очень важны, и особенно учитывались изменчивые воздушные потоки в сочетании с недвижными ориентирами Земли. В Китае создана целая наука проектирования, ее назвали «фэн-шуй» и строго следуют ей до сих пор. В Европе «фэншуй» – просто повальная мода. Увы, дилетантская. «Фэн-шуй» – наука старинная, учитывающая связи человека со всей средой обитания. Учение о единстве мира в применении к жизни происходит из натурфилософии древних идей.
Рыцарь-крестоносец Кретьен де Труа написал «Роман о Персевале», «Песни» и роман «Взятие Константинополя». Последователь и преемник Кретьена Робер де Борон свое творчество прямо адресует Иосифу Аримафейскому в «Романе о Граале». «Ему гонцом Христовым будь. И укажи далекий путь. И по тому пути На Запад навсегда уйди с Граалем и с общиной всей («Роман о Граале», СПб: 2000, с. 215). Среди рыцарей-паломников славен и Вольфрам фон Эшенбах с романом «Персифаль». Тема рыцарей и чаши Грааля в эпоху Ричарда Львиное Сердце и Саладина становится романтикой крестоносцев – темы того времени. А Робер де Борон, кроме всего, написал еще поэму «Мерлин».
Мы пересказываем греческие мифы, связанные с Критом. Изобразительными сюжетами самого Крита эти истории не подтверждаются. Никакого Зевса они не ведали. Это поздние сказания, греческая мифология, отсчитывающая Зевсово время от Крита.
Один современный философ сказал: «Вся история современной философии есть лишь комментарий к Платону». Вот правильно найденное словокомментарий.
Фрагмент неведомой цивилизации, лишенный письменной речи, истории, знаков войны, наконец, захоронений. Во всяком случае, мумифицированных кладбищ Египта, погребений, увенчанных стелами и другими признаками захоронений, очевидно, нет. «Культура есть отношение к смерти», – по определению Льва Николаевича Гумилева. Нет кладбищ. Нет похоронного обряда как привычного для нас ритуала. Может быть, прах сжигали, хранили в глиняных канопах, развеивали? А может, кладбища были
Kitob tavsifi
Издание, которое вы держите в руках, объединяет три книги, основанные на уникальном цикле лекций искусствоведа Паолы Волковой. Первая – это «Комментарий к Античности», где прослеживаются новые связи между формами – от Стоунхенджа до театра «Глобус», от Крита до испанской корриды, от европейского средиземноморья до концептуализма XX века, – все это связано и не может существовать друг без друга. «Я полагаю, – говорила Паола Дмитриевна, – что вся та история культуры, которую мы знаем, – это непрерывная история комментария. Мы комментируем Античность до сих пор. Благодаря этому бесконечному комментарию с мировой художественной культурой мы имеем психологическое, интеллектуальное и душевное богатство».
Вторая книга «Мистики и гуманисты» посвящена Ренессансу. Художники этого периода Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Иероним Босх и Питер Брейгель Старший не были просто художниками. Они были философами, заряженными главными проблемами времени. Вернувшись к идеалам Античности, они создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием.
Последняя книга, включенная в данный курс лекций, рассказывает о феномене импрессионизма. Эдуард Мане и Клод Моне, Эдгар Дега и Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек и Поль Гоген пытались донести до зрителя impression, красоту повседневной действительности, и передать то, что глаз видит в конкретный момент, а получилось так, что их творчество раз и навсегда повлияло на все последующее искусство.
Книга приглашает читателя в увлекательное путешествие сквозь века, где он, следуя за рассказом искусствоведа, сможет по-новому осмыслить образы мировой художественной культуры.
Izohlar
3