Hajm 81 sahifa
2018 yil
Персонал
Kitob haqida
Шорт-лист Букеровской премии.
«Солярис» Станислава Лема встречает «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза.
На борту корабля «шесть тысяч», где живут герои, происходят загадочные события. Команда корабля, состоящая из людей и гуманоидов, трудится вместе, выполняя рутинные задачи.
К тому времени, когда журнал бортовых записей доходит до нас, происходит что-то непоправимое. Экипаж берет на борт несколько странных объектов с планеты Новоеоткрытие. Объекты вызывают «постоянные отклонения» у сотрудников. Построенная как серия свидетельских показаний, составленных комиссией на рабочем месте, проза Равн – это попытка понять, что произошло.
«Персонал» исследует, что значит быть человеком эмоционально и онтологически, одновременно подвергая критике жизнь, которой управляет работа и логика производительности.
Необычная коротенькая новелла о жизни в биологическом смысле. На корабле 6000 сосуществуют несколько форм жизни. В команде люди и человекоподобные (люди созданные искусственно), у некоторых людей есть "дополнения" - мы не знаем, что это, технологии или что-то биологическое. Они заботятся о странных "предметах", найденных на планете Новоеоткрытие. Эти предметы, кажется, живые, но не по земным представлениям. Они начинают взаимодействовать с экипажем, меняя их мысли, сны, желания. Ольга Равн сказала в интервью, что писатель может воздействовать на все тело читателя, не только на его мозг - и после прочтения этой книги я ей верю! Некоторые описания вызывают практически ощутимые физические ощущения, как будто у тебя по коже бегают многоножки. Анонимность персонажей наводит на мысли об анонимности биологической жизни, для которой важнее выживание вида, а не отдельных его представителей - как будто, оказавшись в космосе, вдали от созданной людьми цивилизации, мы возвращаемся к истокам, где важны ни искусство или культура, а личинки, споры, семена. В этой борьбе за жизнь кто-то смотрит только вперед, а кого-то тянет назад ностальгия. Можно угадать, что Ольга Равн поэт (до "Персонала" она написала книгу стихов) по тому как как много сказано небольшим количеством слов. В книжке есть и юмор - люди на корабле все время говорят о погоде, потому что это то, чего в космосе нет.
Еще одна вариация исследования на тему, что есть человек, что является критерием человечности, могут ли роботы иметь эмоции и ощущения, будут ли антропоморфные роботы и люди сосуществовать без проблеме друг для друга и прочее в том же духе. На этот раз - в виде анкет участников некой космической экспедиции, долгое время контактировавших с некими инопланетными предметами. Без особых вводных, сходу погружая в ответы участников, как людей, так и человекоподобных роботов, выращенных искусственно. А дальше, читая эти ответы, мы потихоньку начинаем складывать фрагменты мозаики - она останется неполной, но кое-что все же нарисуется. Заодно можно прикинуть, каково было бы работать бок о бок с таким высокофункциональным персоналом. ага. В отчетах о собственной эффективности взвоет, походу, и человек, и робот, даже, пожалуй, без мистических предметов с далеких планет. Чтение необычное, сильно на любителя, но мне было любопытно. Ну и короткая книжечка совсем. Надо будет понаблюдать за автором на всякий случай. Отдельно - интересно, почему в русском переводе выбрали название планеты Новоеоткрытие. Несколько странно выглядит. В английском варианте было New Discovery, у нас решение со слитным написанием кажется странным, вроде в русском пробелы в названиях не запрещены.
До дела мы с божьей помощью добрались только к главе "Свидетельство 160". Все предыдущие "свидетельства" представляют собой бред с мощным уклоном в любовь. Без бреда нынче не дают премий. Тому же способствует и любовь. Её мы видим разную, по большей части материнскую. Понимаю, это близко автору как женщине. Надеюсь, её малолетние дети не погибли трагически, как это часто случается в её книге.
В конце Ольга Равн сделала героическую попытку свести бред к системе. Насколько это ей удалось, не могу сказать: не уверен, что в моём случае она достигла результата, какого хотела. Изъясняется она весьма туманно, так что почти наверняка я понял эту хрень не так, как планировала автор.
С "момента-160" вплоть до конца кое-какие мысли наблюдаются.
Кто мы? Откуда мы? Куда идём? Не ожидаю получить чёткие ответы на такого рода философские вопросы. Разумеется, и теперь получаем гипотезы, не более определённые, чем те, что предложил Гоген сто с лишним лет назад. Мы -- сосуды для бессмертной программы, созданной неизвестно кем. Биологические существа в этом смысле не сильно отличаются от "полубиологических". Комитет, который принимает все важнейшие решения -- тоже программа. Если отвлечься от высокой философии, то по сути, мы только и делаем, что исполняем биологическую программу эволюции. Есть мнение, что нами вообще можно руководить из холодильника, мы и не заметим разницы. Ладно. Принято.
Приходит в итоге всё, как и следовало ожидать, к очередной версии жизни, смерти, воскресения к посмертной жизни. Ну да, страх смерти -- частая побудительная причина к писательству. Без посмертной жизни никак. История видела множество попыток разработать тему. Некоторые оказались удачными, например, та, что описана в Библии. Особенно ярко на этом пути отметились индусы (что мы, отдав концы, не умираем насовсем). История обсосана до кости. Сомневаюсь, что на эту тему сегодня можно придумать что-нибудь новое.
Ну и мистика иногда стучится в наши сердца. В данном случае она приняла вид нечётко описанных предметов. Автору они понадобились, видимо, только затем, чтобы мистика получила какую-то причину. На мой взгляд, для мистики причины не требуются. Если так, предметы превращаются в сущности сверх необходимого, про крайней мере такие предметы.
Трижды повторённая мечта о несметном количестве пищи навела меня на предположение, что во время работы над книгой Ольга Равн сидела на какой-то суровой диете :)
В общем, получился достойный кандидат в священные книги для очередного культа нью-эйджа. По ясности изложения она не уступает великому творению Нострадамуса. Есть ненулевая вероятность, что проживёт книга столь же долго. Искренне желаю Ольге Равн славы Нострадамуса. Это не будет просто. Вероятность хоть и ненулевая, но она невелика. В соревновании докинзовых мемов выигрывают редко. Нострадамус сумел в одиночку победить миллион бредовых писаний. Боюсь, победит и это, миллион первое.
Ладно. Если не выйдет автору стать Нострадамусом, пусть хотя бы премий нахватает побольше. Тоже хорошее дело.
С каждым разоблачением напряжение нарастает, ведь события в жизни находящихся на борту перестают подчиняться рациональным объяснениям! Никогда не забуду это тревожное путешествие по страницам книги, от которой веет потерей разума..
Искусное повествование собирает воедино фрагменты свидетельств, исследуя существование и влияние неизведанного и потустороннего на нашу жизнь! С каждой страницей нарастает напряжение, завораживающее и заставляющее сомневаться в природе всего происходящего!
Izohlar, 6 izohlar6