Hajm 410 sahifalar
2022 yil
Карма. Том 2
Kitob haqida
Ох и неспокойно же нынче в Галактике!
Пираты наперебой грабят корабли, змеелюды разрабатывают оружие планетарного масштаба, авшуры плетут интриги, шоаррцы задирают цены на техобслуживание и шоколадки, мертвецы возвращаются с того света, киборги наглеют, а таможня зверствует.
Превозмочь все эти безобразия и вернуться из дальних странствий живыми, здоровыми и с магнитиками на холодильник смогут только самые отважные, честные и бескорыстные герои с незамутненной кармой!
Ну, по крайней мере, так считается.
Фамилия Громыко- это как знак качества для читателей.Живые персонажи, закрученный сюжет,непростой моральный выбор героев. Можно быть киборгом – и оставаться человеком,а можно считаться человеком и быть мудаком.
Эта история мне не понравилась - приключений много, но в ущерб проработке персонажей - членов Команды. Из-за этого они кажутся картонными, не вызывают симпатии и им мало сопереживаешь. Вот уж точно, история про несимпатичных мудаков. Финал так вообще за гранью - занесло не пойми куда и зачем, можно было и поменьше наворотить, от этого бы книга только выиграла. Юмор так себе, предложения построены коряво. Это странно, в других произведениях писательницы такого не позволялось. В общем, на тройку из уважения к Ольге Громыко, я ее очень люблю, много раз перечитывала все истории про команду КМ и про лесника Женьку - те книги превосходны, а эту, по-моему, писал кто-то другой.
Вот уже в который раз при прочтении цикла Космоолухов возникает ощущение, что сюжет делает твист в сторону от изначально задуманного. В первый раз это ощущение возникло, когда после приключений на Степянке все внимание сосредоточилось на мозгоедах, оттеснив команду Сигурэ на второй план (возможно, за Роджера и Ко отвечал Андрей Уланов и это было логичным результатом разделения авторов, как и "кавайизация" Сакаи).
Вторым движением не туда было добавление проблемы разумных киборгов, которое с одной стороны дало мощное развитие сюжету, освещению сложных проблем, а с другой - появление большого количества однотипных киберезированных персонажей с сильным уклоном в стиль, присущий фанфикшену (персонаж Трикси совсем немного не дотянула до Мэри Сью, но она очень старается).
Третья волна - мини-рассказы с большим количеством ответвлений второстепенных персонажей. Да, это делает вселенную мозгоедов объемнее и интереснее, показывает глубину главных героев, но - все эти сюжеты завязаны на людях и их взаимоотношениях с киборгами. Ольга как профессиональный биолог создала потрясающе проработанную галактику с уникальными планетами и новыми расами (одни алькуявцы многого стоят), но все пришельцы - второстепенные персонажи (авшуры не в счет, у них сильные человеческие повадки), а было бы так интересно погрузиться в проблематику конфликтов киборги-пришельцы/люди-пришельцы на том же уровне, что и показывается конфликт люди-киборги.
Четвертый виток - постепенное стягивание всех персонажей в одной точке, на Кассандре. Причины появления героев на этой планете выглядят форсированными, но зато это направление подарило замечательного "Киборга и лесника", которое вполне можно считать и самостоятельным произведением вне цикла. И вот теперь самое интересное - вроде бы все сюжетные линии стягиваются как центр паутины в одной точке и, как мне казалось, Ольга сама себя загнала в угол - логично было бы показать завершение историй персонажей, которые встречались на протяжении всего цикла и теперь собрались на Кассандре, но...
Пятый твист в виде двухтомника "Кармы" дал о себе знать. Возможно, этому есть объяснение, но я не состою в фанатских группах, дневников автора не читаю, поэтому это лишь мое предположение, но у меня сложилось впечатление, что что-то сильно пошло не так и посвящение в начале книги, что что-то часто делается вопреки мудакам, определило общий тон книги и в целом направление цикла из-за личных переживаний автора.
Цикл про мозгоедов по сути перестал быть про мозгоедов и на первый план выдвинулись второстепенные персонажи (у меня возникла ассоциация с пятыми пиратами карибского моря, являющиеся мягким ребутом всей франшизы), а некогда главные герои упоминаются вскользь, намеками или вовсе утаены. Действия переносятся на 10 лет вперед, не дав читателю чувства завершенности или понимания, какова дальнейшая судьба несокрушимой команды мозгоедов, придав чтению определенную горечь и вынужденный постоянный поиск крупиц информации на страницах.
Основа сюжета - поиски Лизой отца, возможно похищенного пиратами, выглядит очень притянутой, книга местами затянута (другие тома цикла сюжетно делились на две части, в Карме же второй том - прямое продолжение первого, просто следующий абзац), Лиза и Кай сильно напоминают Вольху и Лёна, язык упростился (как авторский текст, так и самих персонажей), юмора стало меньше и ситуации вместо забавных стали идиотскими и затянутыми. Отдельное недоумение вызывает авторское отношение к персонажам - слишком активно используются негативные эпитеты и синонимы именно к Молли (то же самое было и с Фрэнком - в начале цикла он описывался как трусоватый, но равнозначный член команды Сигурэ, в более поздних книгах его уже называют скулящей шавкой), а недостатки и проступки остальной Команды преподносятся в нейтральном ключе. Такой категоричный и выборочный подход в описании определенных персонажей лишает читателя возможности самостоятельно определить свое отношение, хотя это мог бы быть крайне интересный способ преподнесения морали, а так остается недоумение почему в обоих случаях команды не избавляются от "гнилых" участников (для сравнения - контрабандист Майкл наоборот представлен чуть ли не героем).
Подытожив, скажу, что книга меня разочаровала. Очень надеюсь, что следующие части выправят ситуацию хотя бы в отношении уже знакомых и полюбившихся персонажей, и возможно дадут новы виток приключений ксеносов.
В сравнении с «Олухами» – не очень. На твердую «тройку». Четыре звезды исключительно из любви к предыдущим книгам и с надеждой на будущие.
Приключения продолжаются. Кстати, «Олухам» – десять лет. Десять лет мы живем в этой вселенной, влипаем в приключения, смеемся и иногда плачем с вместе героями. По ознакомительным фрагментам мною ожидаются «ламповые» истории на Кассандре и что-то жутковатое на Шебе. Да, Шеба – она такая, суровая, клювом не щелкай. И как всегда, сочетание серьезных вопросов и почти раздолбайства
– Ой-вэй, сегодня прямо ваш день! – ничуть не смутился авшур. – Покупать свое гораздо приятнее, чем чужое – ви точно знаете, шо берете!
Ночной жор настиг Молли, как всегда, внезапно и коварно. Вот только что она сладко спала, как приличная женщина – а сейчас, как неприличная, крадется в ночи к холодильнику с мыслью: «Я только кефирчика хлебну», а желудок воодушевленно урчит: «Да-да, начнем с кефирчика!»
– Какое удачное везение! – восхитился Айзек. – У меня совершенно случайно есть именно то, о чем ви хотите! Вернер, шо ты бездельничаешь, как неродной?! Покажи клиенту наш свежий привоз!
Шо в скупку попало, то пропало. Но ради спокойствия вашей жабы я готов обозвать свой бизнес платной камерой хранения, а если ви желаете поторговаться, то я весь тут к вашим капризам!
Кай отвернулся к иллюминатору, в качестве аутотренинга представляя, как будет объясняться перед подругой и Командой за ни с того ни с сего схваченное за спинку и разбитое о пол кресло. Тому, что Молли совершенно случайно под него подвернулась, вряд ли кто-то удивится
Izohlar, 196 izohlar196