Hajm 310 sahifalar
Послание Чехова
Kitob haqida
Настоящее издание – последняя работа H.A. Дмитриевой (1917–2003), выдающегося искусствоведа, лауреата Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
«Послание Чехова» – размышление о том, что делает наследие художника долговечным. В статьях, составляющих книгу, автор рассматривает шедевры чеховской прозы («Воры», «Дуэль», «В овраге», «Гусев», «Каштанка», «Черный монах», «Студент» и др.). Тонкое, глубокое и одновременно ясное исследование H.A. Дмитриевой будет интересно и специалистам, и широкому кругу читателей.
Janrlar va teglar
Хорошая литературоведческая книга — это как разговор с умным собеседником. Можно проверить свои догадки, увидеть новые идеи и заметить детали, которые раньше оставались без внимания. Особенно интересно если собеседник не литературовед или профессиональный филолог. Позиция внешняя по отношению к писательской кухне может дать свежую и необычную точку зрения. Книга “Послание Чехова” — отличный пример такого внешнего взгляда.
Нина Александровна Дмитриева — искусствовед и гораздо больше известны её работы по истории изобразительного искусства: монографии о Врубеле", Пикассо, Ван Гоге. Она пишет увлекательно и её трёхтомную "Краткую историю искусств", как мне кажется, можно смело вносить в списки в духе “что прочитать, чтоб начать разбираться в искусстве”.
Статьи о Чехове были написаны уже в поздние годы и для разных изданий. Сама книга была составлена посмертно, но явно задумывалась автором — настолько целостной она выглядит.
В открывающей статье “Долговечность Чехова” Нина Александровна даёт краткую историю восприятия Чехова — начиная с первых лет после его смерти и до самого начала 21 века. Она пытается сформулировать характерные черты, которые произведения Чехова притягательными, хотя время, о котором он писал, уже давно прошло. Разомкнутость сюжетов его произведений, полифоничность, точно схваченная правда жизни и при этом выверенная гармоническая структура.
Идеи, намеченные в вводной статье, подробнее раскрываются в заметках, посвященных отдельным рассказам. Выбор их примечателен: за исключением “Каштанки” их нельзя назвать хрестоматийными, но как мы видим, следуя за рассуждениями Н.А.Дмитриевой, именно в них поднимаются темы, которые волновали и занимали Чехова долгие годы и так или иначе повторялись во многих его произведениях.
После этой книги я поняла, что для того, чтобы понимать, про что Чехов, недостаточно знать его его главные пьесы и самые известные рассказы. Например, я бы в жизни не догадалась, какой из своих рассказов Чехов называл самым любимым, лучшим — это совсем не популярное название. Или какие произведения он переделывал после первых публикаций или даже не включал в своё собрание сочинений — авторская воля и предпочтения в своём собственном творчестве всегда очень любопытны.
В своих рассуждениях Нина Александровна опирается на огромный круг материала и для того, чтобы следовать за её размышлениями, нужно основательно прочитать и перечитать многие повести и рассказы Чехова.
Впрочем, совсем без хрестоматийных произведений здесь не обошлось: его знаменитым пьесам посвящена отдельная статья. Но доказывает она неожиданный тезис: хотя пьесы Чехова безусловно хороши, их громкий успех и популярность у публики совсем затмевает главное в его творчестве — прозу.
Книга обрывается на полуслове, полумысли: в приложении к основному тексту приведено начало статьи о рассказе “Убийство”, которую Нина Александровна Дмитриева не успела закончить. Она начинается с описания поездки Чехова на остров Сахалин и впечатлений, которые потом воплотились в его рассказах. Многоточие, которым обрывается эта статья — это приглашение сойти с проторенных хрестоматийных троп и вчитаться в незнакомые или малознакомые рассказы Чехова.
Izohlar, 1 izoh1