Актуально,как будто написано вчера. Вопросы о национальной идее витают на просторами России с 2000 годов,цивилизационное место в мире.С первых страниц о столкновении Запада (США) и Востока (Китай),о чём сейчас трезвонят все мировые СМИ.Тернистый путь у России к национальной идее.
Hajm 430 sahifalar
Судьба России
Kitob haqida
Известный русский философ и публицист Н.А.Бердяев в книге «Судьба России» обобщил свои размышления и прозрения о судьбе русского народа и о судьбе российского государства. Государство изменило название, политическое управление, идеологию, но изменилась ли душа народа? Что есть народ как государство и что есть народ в не зависимости от того, кто и как им управляет? Каково предназначение русского народа в семье народов планеты, какова его роль в мировой истории и в духовной жизни человечества? Эти сложнейшие и острейшие вопросы Бердяев решает по-своему: проповедуя мессианизм русского народа и веруя в его великое предназначение, но одновременно отрицая приоритет государственности над духовной жизнью человека.
Janrlar va teglar
Идея построить русскую идею через синтез идей ее носителей (безусловно русских как по национальности, так и по духу) не то чтобы блестящая, но определенно безукоризненная. В этом смысле интересна даже не извечная достоевщина – которой, кстати, на удивление немного, – а дискуссии западников и славянофилов.
Вот, к примеру, характерный эпизод: «Спорили по целым ночам. Тургенев вспоминает, что когда в разгаре спора кто-то предложил поесть, то Белинский воскликнул: “Мы еще не решили вопроса о существовании Бога, а вы хотите есть!”». И сразу видно типично русскую черту – ставить духовное выше материального. Возможно, русские – единственная нация, у которых пирамида Маслоу стоит вверх ногами.
Но вообще я в таких случаях вспоминаю бердяевскую фразу из его предреволюционного сборника статей «Судьба России», в некотором смысле пророческую: «И колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого». Вот она, главная русская идея, остальное – только комментарии к ней.
Izoh qoldiring
Западный человек творит ценности, созидает цвет культуры, у него есть самодовлеющая любовь к ценностям; русский человек ищет спасения, творчество ценностей для него всегда немного подозрительно. Спасения ищут не только верующие русские души, православные или сектантские, спасения ищут и русские атеисты, социалисты и анархисты. Для дела спасения нужны катехизисы, но опасна мысль свободная и творческая.
Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери. Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история.
Русскому человеку было прежде всего предъявлено требование смирения. В награду за добродетель смирения ему все давалось и все разрешалось. Смирение и было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло, если при этом он смиренен в душе, не гордится, не превозносится. И в самом большом преступлении можно смиренно каяться, мелкие же грехи легко снимаются свечечкой, поставленной перед угодником. Высшие сверхчеловеческие задачи стоят перед святым. Обыкновенный русский человек не должен задаваться высокой целью даже отдаленного приближения к этому идеалу святости. Это – гордость.
Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже – увы! – чуждо национальное достоинство.
Izohlar
2