Книга о прошлом. Прошло 50 лет, а такое чувство, что их не было. Опять наши войска на чужой территории. Опять сидят невиновные люди. Опять… Опять… Опять… как будто не было этих лет.
А книгу надо читать. Это живые голоса прошлого, которое повторилось
Hajm 439 sahifalar
2016 yil
В полдень 25 августа 1968 года восемь человек вышли на Красную площадь, чтобы выразить протест против вторжения советских войск в Чехословакию. Протест не имел никакого практического смысла, участники акции попали в тюрьмы и психбольницы, но демонстрация стала символом нравственного сопротивления тоталитарному режиму. Книга одного из участников демонстрации, поэта и переводчицы Натальи Горбаневской, посвящена истории и последствиям самого известного антисоветского выступления.
2-е издание, дополненное.
Книга о прошлом. Прошло 50 лет, а такое чувство, что их не было. Опять наши войска на чужой территории. Опять сидят невиновные люди. Опять… Опять… Опять… как будто не было этих лет.
А книгу надо читать. Это живые голоса прошлого, которое повторилось
Ум, честь и совесть. Как трудно жить, имея честь и совесть первыми в ряду собственных ценностей. Ум не поможет, если ты живешь среди монстров. Эта книга – хроника про уродов и людей, про жлобство и непреклонность. Написано бесстрастно, и от этого контраста (холодно про горячее) начинает биться сердце. Никакой самый крутой хорор или детектив не заставляет так биться сердце, как этот сухой текст, созданный почти без прилагательных.
Мне довелось быть рядом с Натальей Горбаневской, не познакомиться, нет я не решилась, а просто побыть рядом. Она приезжала в Пермь и в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36» на гражданский форум «Пилорама».
Когда происходили события описанные в книге, мне едва исполнилось восемь лет, я побывала на Красной площади буквально за неделю до событий. Узнала подробности лишь в конце 90-х. Спустя 30 лет! А прочитала «Полдень» только после смерти автора. И – да, суды снова стали такими. Приговор по общественно значимым делам выносят до рассмотрения дела по существу. Процесс лишь для проформы. Судьи отрабатывают номер, исполняют заказ. Но тогда не пускали, а сейчас публика не ходит на слушания. Никому нет дела. Никто не выйдет на Лобное место «за нашу и вашу свободу».
Потрясающая книга участницы событий. Прошло 45 лет, но суд остался тем же… Судья не слышит в упор ни подсудимых, ни адвокатов. Просто штампует обвинительное заключение. Мне было 17 во время описанных событий, я их просто не заметил, зато сейчас восхищаюсь этими людьми! Уже прочитал книгу Вадима Делоне. Иду и к истокам: Синявский, Даниэль, Буковский, Гинзбург. Сейчас читаю Павла Марченко.
Лев Толстой писал: «Рассуждения о том, что может произойти вообще для мира от такого или иного нашего поступка, не могут служить руководством наших поступков и нашей деятельности. Человеку дано другое руководство, и руководство несомненное — руководство его совести, следуя которому он несомненно знает, что делает то, что должен». Отсюда нравственный принцип и руководство к действию «не могу молчать».
"Полдень" - это автобиографическая история Натальи Горбаневской, советской диссидентки и поэтессы, которая была одной из 8 участниц знаменитой демонстрации на Красной площади в 1968 году, ставшей наиболее значимой акцией всего диссидентского движения. В школьных учебниках обычно про "демонстрацию семерых" пишут буквально одно-два предложения, не рассказывая ни саму суть митинга, на причины, ни последствия как внутри страны, так и за её пределами.
Вспомним слова Герцена: «Я нигде не вижу свободных людей, и я кричу — стой! — начнем с того, чтобы освободить себя».
Книгу Натальи Горбаневской можно прочитать для восполнения отрывочных знаний об этом мероприятии, но прежде всего «Полдень» - это точнейший срез огромнейшего количества различных вещей – судебной системы СССР, диссидентского движения 60-ых, системы карательной психиатрии и системы правоохранительных органов. Полная стенография суда над Натальей и её товарищами поражает (и ужасает) тем, что это было на самом деле – никого не интересует состязательность суда над «политическими», речь адвокатов не влияет на уже предопределённый исход дела, а заключительные слова подсудимых перебиваются нелицеприятными комментариями прокурора.
Заключение экспертизы, подписанное профессором Лунцем, гласит, что у меня «не исключена возможность вялотекущей шизофрении», — замечательный диагноз! Хотела бы я знать, многим ли лицам, особенно интеллигентам, можно твердо написать «исключена возможность».
«Полдень» - это первый полный рассказ о том, что действительно произошло на Красной площади 25 августа 1968 года, последовательное повествование самой героини демонстрации от дня планирования до финального судебного разбирательства, сопровождающееся историческими документами и статьями/высказываниями других участников и остальных диссидентов на эту тему, а также, как противопоставление, публикациями в официальных газетах, написанными авторами, которые даже не присутствовали в зале суда на момент процесса над демонстрантами.
Общепонятно лишь одно: «благоразумное молчание» может обернуться безумием — реставрацией сталинизма.
Когда люди говорят, что диссиденты «придумали проблемы, которых в СССР нет» и им «нечем занятся, всё с правами человека было хорошо» - расскажу им о «демонстрации семерых» и покажу эту книгу.
И я очень надеюсь, что этот ореол легенды не мешает — пожалуй, наоборот, помогает — понять не только наши мотивы, но и мотивы тех, кто сегодня там, в СССР, смеет противостоять тоталитарной махине и, подумав «НЕТ», произнести свое «Нет» в полный голос — даже если за этим следуют долгие годы тюрем и лагерей.
Izoh qoldiring
Izohlar
4