Никогда не знаешь в какую степь тебя занесет очередная прочитанная книга. Так уж случилось, что литературный май я открыла с Саввой Тимофеевичем Морозовым, русским меценатом и благотворителем. Личность известная, но в силу определённых обстоятельств, покрытая мраком.
В руках у меня оказалась очень любопытная книга – авторская версия смерти (убийства) одного из самых богатых людей Российской Империи.
Наталия Вико проделала огромную работу, кропотливо собирая данные, составляя из мельчайших деталей цепочку событий, которые действительно имеют силу быть. Роман читается на одном дыхании, кажется что читателя пригласили увидеть закулисье светской жизни на рубеже 18-19 веков. Только испытывая истинную любовь к своему труду, можно было с таким теплом написать эту книгу. Чувствуется трепет и уважение автора к главному герою.
Савва Тимофеевич предстает перед зрителем человеком приземленным, дружелюбным и простым. Но умеющим постоять за себя, когда кто-то перегибает палку.
Возможно эти черты и послужили одной из причин кончины мецената.
«Нет занятия неблагодарнее, чем быть благодетелем. Особенно – сволочной и завистливой актерской братии.»
Ради любви сдвигают горы. А Савва Морозов содержал политическую братию любимой женщины. Встретив актрису Андрееву Марию Федоровну он был сражен ее красотой, а она в ответ увидела человека с которым удобно дружить. Перед женщиной мужчина слаб, а если в столь чувственном деле замешана политика, то вырваться из оков практически невозможно. Любовные действия разворачиваются на шахматной доске, где кто-то обязательно проиграет.
Пока в угоду «друзьям» Савва Морозов строил театры, финансировал «Искру», закупал одежду для сосланных студентов, спонсировал партию марксистов, они успевали писать на него кляузы и всячески критиковать в той же самой «Искре», кусая руку, которая их кормила.
На страницах мелькают известные общественные деятели, писатели, артисты: Чехов, Красин, Кржижановский, Горький, Книппер и многие другие.
И наблюдая за развитием драмы Саввы Морозова, мы невольно становимся свидетелями жизни связанных с ним людей, погружаемся в бытиё русского бомонда, переживавшего политическую нестабильность и волнения народа.
Если говорить об общих впечатлениях, я оказалась приятно удивлена. Никогда плотно не интересовалась личностью Саввы Морозова, но теперь иначе смотрю на события того времени и на поведение того же Горького. Наталия Вико разожгла во мне интерес познакомиться ближе с жизнью знаменитых писателей и медийных личностей. Ведь иногда биография оказывается намного интереснее и насыщеннее произведений.
Izohlar
7