Hajm 311 sahifalar
Следы на пути твоем
Kitob haqida
Исторический роман Наталии Станкевич «Следы на пути твоем» погружает читателя в детально описанную атмосферу Фландрии эпохи Высокого Средневековья. Любителям исторического реализма, вдумчивым читателям, желающим расширить свой кругозор, любознательным поклонникам подробного описания быта и жизни средневекового европейца посвящается… 1440 год. Виллем, городской лекарь, всей душой любит свое ремесло и получает взамен любовь и уважение своих пациентов. Среди них — его лучший друг, кузнец Марк. Он болен чахоткой, и, узнав о своей скорой смерти, просит Виллема стать опекуном его сына Гвидо. Виллем хочет помочь другу, однако за его плечами стоит трагедия: его собственная семья погибла по его вине. Сможет ли он оставить прошлое позади и дать и себе, и мальчику шанс на новую жизнь?
Следы на пути – суть названия раскрывается постепенно, протекает через всю работу, как река, рвущаяся к морю. Набирает обороты, чтобы потом выплеснуться во всей своей мощи и показать, к чему мы, собственно, шли.
Работа очень сердечная, волнующая, трогательная. Мы видим быт жителей одного городка, и все они настолько разные, что вроде как их много, а каждый запоминается. Трогает мальчонка, несущий домой подаренные крупицы, потому что там, в семье, где его особенно не любят, есть братья и сёстры, которым эти крохи очень нужны. Трогает забота кухарки, которая вроде бы могла просто готовить поесть, а она оказывается настоящим другом и поддерживает в трудные минуты. Трогает отец, который на пороге смерти старается успеть устроить судьбу своего сына. Трогает сын, которому страшно принять эту смерть, страшно осознать неминуемую потерю, и он отчаянно борется с судьбой, как может. Трогает девочка с сильной волей, готовая сама себя лечить, если её близкие не уделяют её болезни должного внимания. Трогает ребёнок, которому тяжело пережить пропажу простого предмета мебели. Трогает вдова, которая не растратила доброты и старается заботиться обо всех и каждом. Трогает сам лекарь, свидетель и невольный участник всех событий, который не сдаётся, не бросает даже самых тяжелобольных. Который делает больше, чем считает себя способным сделать. Каждый шаг героев этой истории вызывает волнение, сопереживание, радость или грусть. И каждая маленькая победа становится следом на пути, по которому они идут. Следом того, кто никогда не оставит и всегда придаст сил.
Этот роман – нечто большее, чем просто роман. Для меня это путеводитель, ведущий к доброй, правильной жизни.
Полное погружение в атмосферу. Непростая судьба главного героя. Мы увидим потери, сможем преодолевать их с главным героем. Мы узнаем, что главное в этой жизни не сдаваться. Автор покажет нам настоящую жизнь, он не будет пытаться ее приукрасить. И я думаю, что пройти этот путь стоит каждому.
Прежде всего – это невероятно крутой текст. Серьёзно – стиль выдержан на высоте, каждая мелочь, каждое слово – всё на своём месте. Автор тщательно поработал над матчастью, прежде чем взяться за «перо». Читатель сходу погружается в будни Средневекового городка, постепенно узнаёт, чем живут и дышат его жители, проникается их проблемами и чаяниями. Главный герой здесь – мужчина с тяжёлой судьбой, но у кого в те времена она была лёгкой? За его спиной и потеря семьи, и тяжёлые будни полкового врача во время войны. Вилллем – объёмный, многогранный персонаж, которому хочется сопереживать. Проблемы, с которыми он сталкивается, простые, понятные, жизненные, и здесь не только изумительно прописанные сцены лечения, свойственные описываемому времени. Здесь – настоящая жизнь без прикрас, с её маленькими радостями и большими разочарованиями. Автор мастерски проводит Виллема, а вместе с ним и читателя, через тернии, и хотелось бы сказать, что к звёздам, но нет, к покою и миру в душе, что гораздо важнее.
Рекомендую эту книгу вдумчивым читателям, потому что эта книга – не роман в антураже, а качественное повествование, которое доставит искреннее удовольствие всем ценителям прекрасного!
Замечательная реконструкция жизни европейского средневекового города. С первых страниц мы знакомимся с непростым ремеслом лекаря, воссозданным в мельчайших подробностях. Вместе с Виллемом мы готовим снадобья, ставим диагнозы, знакомимся с подробностями жизни его пациентов, переживаем за Марка, а потом – за отчаянного Гвидо, чья неугомонная натура, на первый взгляд, навлекает на них с Виллемом неприятности, а на деле – помогает им обоим получить ответы на важные вопросы, а чудесам – произойти. «Следы» – это качественная историческая проза, построенная на изучении автором средневековой матчасти и человеческой психологии. Загляните, не пожалеете!
В последнее время из-за увлечения марафонами мне нечасто доводилось читать законченные, да еще и изданные работы. К тому же «Следы на пути твоем» я хотела почитать давно, поскольку с персонажами познакомилась благодаря рассказам, посвященным жизни героев после окончания книги, а за творчеством автора следила достаточно давно.
Сразу скажу, что работа меня очаровала с самого начала и по многим параметрам. Я уже писала в предыдущем отзыве по поводу прекрасно проработанной матчасти и повторю еще раз. Это просто какое-то волшебство. Тут не только прекрасное понимание жизни стариного фламандского города, его устройства, судебной системы, жизни цехов, убранства и комтюма. Хочется преклонить перед автором колено в том, что касается медицины. С таким знанием дела описаны все эти приемы лечения. И ведь каждый случай практики мастера Виллема – это не просто записки немолодого врача (да, аналогия с Булгаковым тут сама собой напрашивается). Они прекрасно встроены в сюжет и даже те истории пациентов и те случаи из практики, которые имеют весьма опосредованное отношение к основной сюжетной линии, потом неожиданно вспоминаются причем в самом неожиданном ракурсе. Так спасение руки незадачливого внука сапожника, искалеченного бродячим целителем, служит не только рассказом об искусстве и упорстве мастера Виллема и мудрости отца Ансельма, но и готовит нас к важнейшей сюжетной линии.
Во всяком случае в момент встречи Гвидо и Лиса эта история вспоминается, служа предостережением, которое понял внимательный читатель, но не сумел постигнуть бедный Гвидо. Впрочем, проходимцы и прочие торговцы поддельными чудесами были, есть и, увы, будут. Только теперь они пересели на сетевых кобылок и торгуют не реликвиями, а чудодейственными приборами, а пилюли и мази как были, так и остались.
В этой сюжетной линии я вижу отсылку к «Белому отряду» Конан-Дойла и сказке «Ученик лекаря». Хотя именно здесь эта история закрутила сюжетную пружинку и, проведя героев через испытания, помогла им одолеть внутренних демонов.
Вообще в том, что касается демонов и борьбы с ними, чувствуется, что автор не просто в теме, а является профи. Я, конечно, не пытаюсь в этом даже состязаться, но знаю, что проблему нельзя забыть и замолчать, от нее нельзя убежать. Да, прав Гвидо. Это как рана, которую не очистили, и которая может загноиться и много лет спустя.
Автор очень умело держит интригу, рассказывая историю прошлого Виллема маленькими порциями, каждая из которых только раззуживает читательский интерес. И тут речь не только о семейной трагедии. Биография доктора всплывает деталями. Сначала во время пасхальных забав, когда он показывает себя достаточно крепким орешком, устояв в армреслинге против подмастерьев кузнеца, мы узнаем о его учебе. Потом упоминается битва при Азенкуре, много глав спустя мы узнаем, почему он не любит вспоминать об этом эпизоде и лишь под самый конец Виллем рассказывает, что же все-таки произошло с его женой и сыном. И выясняется, что его вина в той трагедии несоизмеримо меньше того бремени, которое он все эти годы нес.
Что касается тайны Гвидо, то она мне показалась гораздо более страшной и гадкой. В целом за таки забавы милый родственничек заслужил не только чуму на свой дом, но и что похуже. Впрочем, Бог ему судья. Думаю, он еще свое возьмет.
Если возвращаться к истории, то нельзя не отметить прекрасную выстроенную композицию, в которой есть место знакомству-экспозиции, трагической разработки, которая начинается на похоронах Марка, кульминации в точке золотого сечения и напряженной, стремительной развязки. Бетховенской коды нет, но она тут и не нужна. Кстати, вступления тут тоже нет, сразу звучит главная партия.
Что касается персонажей, то тут мне как автору, у которого в некоторых работах их слишком много и все главные, остается завидовать белой завистью тому, как тут все соразмерно и насколько все на своих местах. Никто не гвоздит и не тянет одеяло на себя, уводя от основной истории. При этом каждая история, будь то внук сапожника или несчастный душевнобольной ребенок, рассказана полностью. Кроме одной.
Да, я понимаю, читателей, которые вслед за Лизбет и Гвидо желали счастья мастеру Виллему и вдове ван Кларент. Тем более, если я правильно поняла, вдова моложе лекаря, и они вполне могли бы еще иметь своих детей. Но именно в этой недосказанности и незавершенности прелесть этих отношений и открытость финала, в котором может и найтись место той версии, которую разработали читатели. Тем более, что именно такие возвышенные, целомудренные отношения отвечают самой идее книги, которая все-таки посвящена не банальной интрижке, а поиску своего пути и своего места в жизни, а путь каждого человека – это дорога к Храму. И тот, кто сумеет разглядеть на ней следы Господа ее найдет. Эти рассуждения – это отдельная изюминка работы.
Конечно, как и во многих других работах автора помимо пути самого человека, на котором нельзя не встретить других людей, большую роль занимают отношения между поколениями, отношения отца и сына, опекуна и подопечного. Виллем сумел преодолеть искушение, когда не повторил с Гвидо ошибку. Конечно, во многом ему облегчала задачу специфика фигуры Гвидо и особенности его заболевания. С искалеченным позвоночником по пациентам не набегаешься. У нас была участковый врач с неправильно сросшейся после перелома ногой. Больно смотреть. А городские врачи хотя и жили зажиточно, не могли себе позволить, подобно судьям, конные носилки.
Хотя, если бы Гвидо захотел, он, я думаю, нашел бы выход из положения. Он же еще тот упрямец и наивная невинная душа. Гвидо – отдельная удача автора. Этот мальчик, который учится принимать важные решения и отвечать за свои поступки под чутким руководством мудрого и заботливого опекуна. Периодически случаются проколы. Но в сети таких как Лис попадаются и современные люди с университетским образованием. Что поделать. Человеку свойственно верить в чудо. А что касается Боэна, то там Гвидо вообще оказался в ловушке и молчал, поскольку о таком даже родителям бывает стыдно сознаться.
Боэн, Лис и судья тоже любопытные персонажи. Они уравновешивают добродетели главных героев. Все-таки Виллем даже с его тараканами и демонами выглядит подвижником, да и отец Ансельм со вдовой ван Кларент – средоточие христианских добродетелй. При этом, Виллем действительно не ангел. Гвидо правильно говорит про его способность быть страшным и просто опасным. Он человек решительный, видел войну и смерть и за тех, кто ему дорог, глотку готов перегрызть.
По поводу войны хотелось отметить, что все войны и исторические потрясения остаются то ли в прошлом, то ли в будущем. В настоящей жизни героев – сплошная рутина и повседневность, насколько рутинной может быть работа лекаря.
Для меня как человека, который привык, что исторический роман – это еще со времен Шекспира история войн, такой подход необычен, но в нем есть своя прелесть и а у автора – свое мастерство. Особое мастерство. Выстроить сюжет так, чтобы герои пережили личные Гогофы и катарсисы без исторических бурь. Все-таки даже в жизни Виллема главная драма случилась не при Азенкуре. Там тоже было страшно, но там было другое.
Я еще раз повторюсь, но работа просто прекрасна, и я ее готова рекомендовать всем любителям исторического жанра.
Оксана Токарева, огромное Спасибо за такой обстоятельный и глубокий отзыв!
На сей раз появлению пациента предшествовал громкий детский плач,
Izohlar, 13 izohlar13