Перед тем, как приступить к чтению новой фундаментальной книги Захара Прилепина о жизни и творчестве Шолохова, в качестве подготовки к ней решил перечитать сочинения самого Михаила Александровича. «Тихий Дон» уже читан-перечитан, любимая экранизация 2015 года смотрена-пересмотрена, поэтому продолжил знакомство с творчеством автора его «Донскими рассказами», впервые опубликованными почти сто лет назад. Эти новеллы являются своего рода пробой пера перед «Тихим Доном», — здесь можно подметить схожие сюжетные ходы, характеры, знакомые имена и фамилии. Да и центральная тема та же — «раскол стариков (казаков) с сыновьями, борьба нового, рождающегося в муках, с отживающим прошлым».
Аннотация к сборнику гласит: «События в этих новеллах могут быть спроецированы на всю Россию — война обнажает чувства, именно в такое кровавое время, когда стираются границы дозволенного, яснее становится, кто смог сохранить достоинство и остаться Человеком, а кто нет». Поэтому «Донские рассказы» звучат очень актуально и в наши дни, как и слова Шолохова, на вопрос о примерных сроках окончания Гражданской войны в России отвечавшего: «А кто сказал, что она закончилась?»
В книге есть как шутливые, юморные, так и трагические, по-настоящему пугающие, жуткие рассказы, хотя последних, конечно же, гораздо больше. Для себя выделил семь произведений, к которым невольно возвращался несколько раз, перечитывая их снова и снова: «Алёшкино сердце», «Нахалёнок», «Кривая стёжка», «Двухмужняя», «Обида», «Червоточина» и «Чужая кровь». Каждая зарисовка с первых строк захватывает своим динамичным сюжетом, неповторимым казачьим колоритом, которым раз и навсегда влюбляют в себя шолоховские тексты, берущим за душу психологизмом — остаться равнодушным здесь невозможно.
В предисловии к первому изданию сборника очень точно это подметил писатель Александр Серафимович: «Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чём рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие». Я же с творчеством М. А. Шолохова не прощаюсь — впереди многообещающая «Поднятая целина», до которой наконец-то дошла очередь в моих читательских планах на следующий год.
Izohlar
10