А Михаил-то наш Юрьевич, оказывается, тот ещё тролль! Пусть даже и пишет в предисловии, что "Герой" вовсе и не герой, что заголовок – это сарказм, что в романе автор просто изобличает пороки современной ему молодежи. Ну-ну, рассказывайте)))
Школу я закончила более 30 лет назад, и, если честно, не помню уже, как именно нам преподносили "Героя нашего времени": как карикатуру на современников Лермонтова или же как-то по-другому. Но помню своё ощущение от Печорина: мне казалось, что он нарочно эпатировал окружающих своей инаковостью, рисовался перед ними. А ещё за чистую монету принимала пафосные рассуждения о любви, о смерти, о смысле жизни.
Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно.
В общем, пороки Печорина такими уж недостатками в моих подростковых глазах и не выглядели. Более того, я смешивала черты личности "Героя" и самого Лермонтова и восторгалась его/их байроническому взгляду на мир свысока. Ах, эти недостойные людишки просто не способны понять гения.
Приближаясь к возрасту Максим Максимыча (всего-то полтинник! но ровно в два раза старше автора), я по-новому смотрю на героя. Реально гад же. Эгоист и позёр. В школе это не так в глаза бросалось. Ну да, эпатажный товарищ, но мы, подростки, тоже только и рады были эпатировать окружение, прощупывать границы дозволенного. А о чувствах окружающих не сильно думали при этом, ибо ставили себя в центр мира, о периферии и не задумывались.
И вот читаю я сейчас про Бэлу. Горская княжна, а отношение к ней у героя – как к вещи. Понравилась – приобрёл, наскучила – забросил. Блин! Да ведь даже хомяка заведешь – будь добр пару лет о нем заботиться. А тут – человек. С продолжительностью жизни побольше хомячковой. "Мы в ответе за тех, кого приручили" – это не про Печорина, не.
Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…
В 15 лет, когда живёшь с мамой-с папой, как-то не задумываешься, а каким образом покинутая одинокая женщина на Кавказе в то время могла бы иметь крышу над головой и кусок хлеба. В 15 лет мысли были больше про "така любоффь, така любоффь". Тьфу!
Да, автор очень своевременно "убил" Бэлу. Брошенная, потерявшая статус, защиту семьи – что стало бы с ней?
Однако, при чтении вот этого эпизода вспомнились и многочисленные "девушки Бонда", единственная цель которых была скрасить жизнь агента 007, проявить его чувства, а потом освободить место новым любовям. Женщина как функция, как приложение к герою, как хомячок, иллюстрирующий заботливость хозяина, его способность любить. Противно.
И хотелось бы, конечно, думать, что автор, обличая Печорина, выступает и против вот этой объективизации, отношения к женщине как к милой зверушке, а что дальше с ней будет – да хоть трава не расти, но чёт не верится в это. До современных идей феминизма "женщина – тоже человек" Лермонтову было ой далеко.
Ну, а после "Бэлы" я как-то втянулась, эмоции от столкновения с Печориным улеглись, и я стала воспринимать героя как капризного и не очень умного подростка, который хочет доказать всем вокруг свою исключительность и привлечь к себе внимание. Смешно.
И всё равно убеждена, что и автор как-то прощупывал реакцию читателей на своего героя, ибо и сам обладал подобными чертами, и при благоприятной реакции вполне мог устроить каминг-аут: смотрите, вот я каков!
Что же касается художественного впечатления от романа, удивила меня его структура: микс путевых заметок самого автора и дневниковых записей Печорина. Экспериментально так получилось, необычно. В школе по неопытности я этот момент упустила.
А ещё сейчас отметила великолепный язык. Читаю я много, но от современных книг в голове рисуется картинка или пастелью, или акварелью, или вообще карандашом. Бледненькая, в общем. У Лермонтова же текст рисует картинку в голове жирными масляными красками, яркими, вещественными. В богатой ли лексике дело, в использовании ли устаревших сейчас оборотов или в акцентах на какие-то несовременные вещи, но языком классика русской литературы я просто наслаждалась.
В общем вот, программа-минимум для первой поездки на Кавказ выполнена. Пятигорск, жди!
Izohlar
5