Hajm 540 sahifalar
1912 yil
У последней черты
Kitob haqida
«Маленький городок был расположен в степи, и тому, кто, выйдя за околицу, вглядывался в марево дальних полей, в призраки отдаленных лесов, ползущих по горизонту, и в высокое бесстрастное небо, становилось ясно, что ничтожность кучки людей, живущих, страдающих и умирающих на земле, не красивая трагическая фраза, а простая и даже скудная правда.
Летом горячее солнце стояло над степью, зимой она одевалась холодным белым саваном, в жаркие ночи над нею вставали горы туч, и гром торжествующе прокатывался из конца в конец черного простора, но всегда она была одинаково уныла, загадочна и чужда человеку…»
Janrlar va teglar
Это было первое произведение этого автора, которое я прочёл! Оно остаётся самым глубоким из всех произведений Арцыбашева. Всем советую!
Отличная книга!Перечитываю уже в 3-ий раз,и каждый раз нахожу для себя что то новое.Очень интересный и захватывающий сюжет,который заставляет задуматься о многом.Рекомендую.
Читая, не мог отделаться от мысли, что читаю Достоевского Бесы. Чем-то неуловимо похожи романы. Хотя здесь читается легче, язык лёгкий, почти весёлый, хотя роман почти трагический, о чём говорит само название У Последней Черты. Арцыбашева прежде не читал, но прочёл у Ю.Полякова упоминание об этом романе. Полякова я люблю, он в моих кумирах вместе с любимым С.Довлатовым. Поэтому и решил прочесть. Прочёл за два присеста, почти не отрываясь на дела. И не пожалел!!
Уже давно собиралась прочесть эту книгу, так как не единожды попадались интересные отзывы на неё.
Но, сразу скажу, совершенно разочаровалась.
Первые же главы показались слабыми, «искусственными», не зацепили. К середине книги уже точно понимала – мне совсем не нравится, и дальше лучше не станет. Но зачем-то хотелось составить полное мнение, и я упрямо домучала роман до конца.
И раз уж мнение составлено, поделюсь своими мыслями, но предупреждаю, что это будет сплошная критика.
Начну с того, что автор вызвал у меня недоумение, как литератор. Очень слабо пишет. Только описания природы неплохие. Посудите сами:
"Хотелось только лежать, нежиться, как можно шире и свободнее раскинуть свое пышное молодое тело на мягкой чистой постели. «Ах, как хорошо!» – без слов, в каком-то забытье думала она, но мысль эта была беспредметна и вся была в ее собственном богатом теле. Она чувствовала свою красоту и в ощущении этих круглых смуглых рук и ног, упругой напряженности груди, гибкости мягкого стана, бесстыдстве обнаженного розового живота, оттененного черными волосами у разрыва ног, всей своей прекрасной, бесстыдной и грешной наготе, жила полной, захватывающей жизнью. Но когда наконец она встала, умылась холодной водой, от которой окрепло и напряглось все тело от розовых пальцев ног до блестящих круглых плеч, плотно охватила себя любимым ловким красным платьем и вышла из комнаты.." В четырех предложениях три раза повторяется слово «тело» и два раза «бесстыдство». Тут же: «круглые» руки и, чуть позже, плечи; мягкая постель и мягкий стан; «напряжённость груди» и в следующем предложении «напряглось всё тело».
И так всю книгу! И это даже не перевод, это по-русски автор сам так написал!)
Может, кто-то и внимания не обратит, но меня жутко раздражала эта постоянная тавтология.
Действие романа происходит в уездном городке в послереволюционные годы.
Все герои, которые не при смерти, томятся, страдают и мучаются. При чём, на пустом месте. Всем поголовно плохо, тошно и горько, жизнь – тлен.
Те, что при смерти, конечно же, умирать страшатся, жалеют себя и размышляют, как бездумно, неправильно прожили они свои жизни.
Один из героев считает, что прямая обязанность любого человека – убить себя. И непрестанно навязывает всем свою философию.
"Когда я вижу беременную женщину, мне хочется ее убить… Если плод ее выживет, и рост ее потомства пойдет естественным порядком, только представьте себе, какая ужасная река страдания вытечет из ее тела."
Другой персонаж, художник Михайлов, герой-любовник, один за всех отдувается «по женской части». Приверженец «свободной» любви, перепортил всех девушек в городе, а дальше уже не его забота. Описания любовных сцен, как он непрестанно представляет себе всех без одежды, их трепещущие, юные, крепкие тела, – у меня просто вызывали рвотные позывы. И, главное, женщины, одна за другой к нему, словно под гипнозом, идут и идут.. Хотела написать, что очень уж недалёкие женские персонажи у Арцыбашева, но вообще-то, мужские тоже..
Есть в книге дуэль. Но про дуэль лучше Чехова и Куприна не напишешь.
Есть больная, безумная, разрушительная любовь-страсть. Но тут, конечно, тоже лучше Достоевского с его Грушенькой и Настасьей Филлиповной ничего быть не может.
В этой книге нет ничего светлого.
Мрак, безнадёга, отчаянье.
Честно говоря, я вовсе не против «чернухи», если она с юмором, стильная, достойная, с какой-то моралью. Я люблю Буковски, например, «Мелкий бес» Сологуба.. Но здесь я не нашла ничего стоящего.. Ни один персонаж не вызвал сочувствия, я даже рада была, когда они наконец-то один за другим покончили с жизнью.
Арцыбашеву ставят в заслугу то, что он так смело, открыто, дотошно описал идею самоубийства, и вообще смерть. Но я ни одной новой мысли для себя из романа не вынесла. Мне кажется, всё это любой человек передумал лет в 16, всё для себя решил, нашёл в себе силы и мотивы жить и живёт.. Но, может, я и не права..
В завершение скажу, что с Арцыбашевым покончено. Пока читала «У последней черты», думала, может стоило начать знакомство с писателем с «Санина», но теперь это уже безразлично.)
Ни за какие коврижки больше не возьмусь за Арцыбашева.
Ведь страдание – единственный двигатель жизни и не одного человека!.. Ведь все, что движется, все, что мы делаем, все наши науки, философии, религии и искусства, все, что мы так гордо вознесли, точно башню Вавилонскую, ведь это все страдание выгнало из нас, как нарыв из гнилого тела!.. Ведь если бы человечество хоть на одну минуточку почувствовало себя счастливым и удовлетворенным, все рушилось бы в ту же секунду, потому что никому и в голову не пришло бы пошевелить рукой, а не то что возиться над какими-то тайнами и проблемами!.. Все движется страданием и вечной тоской неудовлетворенности!.. Без них нет жизни, это и есть жизнь!..
Все надоест человеку!.. Неужели вы думаете, что можно вечно тешиться борьбой друг с другом, вечно менять свои крошечные правительства, вечно малевать картинки, вечно лечить больных, вечно писать книжки, вечно лепить статуэтки, вечно строить театрики, вечно влюбляться, вечно копать землю, вечно лепить кирпичи… вечно жить и жить!..
Имеющий силу да делает, вот вам единственная из всех заповедей!
Любовь, это, брат… когда ты разум теряешь, когда сердце болит, вот тут горит… Когда ты и ревнуешь, и ненавидишь, и презираешь, и жить не можешь без нее… Когда ты полюбишь, ты на весь свет начнешь смотреть сквозь нее… Будешь целые ночи под окнами стоять, будешь ноги целовать, все простишь, все перенесешь… даже будешь желать, чтобы тебе еще больней было!.. По ночам будешь плакать, если женщина брови нахмурит и не приласкает, будешь сам петь и смеяться, если ласково поцелует при прощании… Будешь пить, развратничать, проституток мучить, а потом умоешься, причешешься, придешь чистенький, тихонький и будешь в глаза смотреть, как собака!.. За горло схватишь, не задушишь… будешь бить и мучить, а потом плакать от жалости, каждое ушибленное тобой место целовать… а потом…
Говорят, капиталов в гроб не возьмешь… а гуманность возьмешь? А любовь возьмешь?..
Izohlar, 4 izohlar4