Hajm 496 sahifalar
1973 yil
Блатной
Kitob haqida
Михаил Дёмин, настоящее имя Георгий Евгеньевич Трифонов (1926–1984), – русский писатель, сын крупного советского военачальника, двоюродный брат писателя Юрия Трифонова. В 1937 году потерял отца, бродяжничал, во время Второй мировой войны после двухлетнего тюремного заключения служил в армии; после войны в связи с угрозой повторного ареста скрывался в уголовном подполье. В 1947 году был арестован и осужден на шесть лет сибирских лагерей с последующей трехлетней ссылкой. После освобождения начал печататься сначала в сибирской, затем в центральной прессе, выпустил четыре сборника стихов и книгу прозы. В 1968 году отправился в Париж и стал первым писателем-невозвращенцем. На Западе он опубликовал автобиографическую трилогию «Блатной», «Таежный бродяга», «Рыжий дьявол». О политических заключенных написано много, но не об уголовниках.
Подкупает открытость автора, его образованность. Роман-автобиография читается на одном дыхании. Трифонов действительно одаренный писатель. Вся жизнь страны – а не только блатных – предстает перед читающим.
М-да... Вот жаль, что юные любители блатных песен, которые тащатся от "блатной романтики" и от опасной, но красивой воровской жизни, эту книгу не прочитают. Тут этой блатной романтики, проституток и воров (без которых жизнь - "как без фантика конфетка") столько, что аж тошнит. С момента написания книги изменилось, конечно, многое (время, условия содержания), но вряд ли - психология уголовников, которым тюрьма - дом родной, а честно работать - себя не уважать. Блатной - это сам автор, Михаил Дёмин по кличке Чума. Человек, безусловно, неординарный. С одной стороны - профессиональный вор, сидел в самых разных тюрьмах и лагерях, жил по блатным законам. С другой - всё это время писал стихи, по окончанию срока завязал с уголовниками, чтобы стать поэтом, после - эмигрировал в Париж и написал воспоминания. Осторожно! Спойлеры!! Пара штрихов к портрету: 1) Мальчик из семьи кадрового военного, после смерти отца остается предоставлен самому себе... тут так и просится написать - и связался с дурной компанией, но нет, с дурной компанией он связался позже, когда в первый раз был арестован за нарушение закона об обязательной трудовой повинности. Тут я понять не могу, то ли автор так старательно себя обеляет, то ли правда в те годы он был ну просто закоренелым эскапистом. Ну вот представьте - 1942 год, Москва, мальчик 16 лет не работает, не учится (ходит в художественную мастерскую, но на полноценную учёбу это не тянет), о том, на что живёт, тактично умалчивает, и тут ему приходит повестка о работе на заводе. Что делает мальчик? Выбрасывает повестку и объясняет -
Фантазер и книжник, что я знал обо всем этом?! Мир воображаемый был мне ближе, чем мир реальный. Я выдумывал красочные страны и населял их добрыми людьми.
Действительно - ну подумаешь, в стране война, ну подумаешь, брат несколько месяцев как погиб на фронте. 2) Книга начинается с такого эпизода - в камеру, где сидит главный герой, приводят нового арестованного, а после из записки другого заключенного выясняется, что:
Гусь — ссученный! В 1945 году я встречался с ним в Горловке; тогда он был — представляешь? — в военной форме, при орденах, в погонах лейтенанта. ... И всем нам горько и обидно наблюдать такую картину, когда среди порядочных блатных ходят всякие порченые. И неизвестно, чем они дышат, какому богу молятся…»
И автор, как и вся камера, подхватывает: "Истинный блатной не должен служить властям! Такой закон!". А сам-то он в армии служил и старательно это скрывает. (Ни в коем случае это не порицание из серии "Даябыникада"! Не осуждаю автора, а за честность и за отказ от блатного мира, блатной морали и т.д. он заслуживает уважения). И Чума - далеко не худший представитель уголовного мира. У него есть определенный личный (а не воровской) кодекс чести, он не патологически жесток, довольно образован, способен на бескорыстную помощь, в конце концов, в итоге отказывается от этой самой воровской жизни. Уголовный мир без прикрас (кроме, может быть, некоторых автобиографических эпизодов), со всей мерзостью, и при этом без откровенной чернухи (когда видно, что автор поставил себе цель - придумать что-нибудь такое откровенно мерзкое и гадкое и посмаковать подробности. Дёмин не смакует и не придумывает, в его жизни чёрной краски и так хватило). Захватывающе (проглотила книжку за два вечера, с моей-то черепашьей скоростью чтения), очень живо и ярко написано - и общее впечатление от этого ещё тяжелее и противней.
Отличная книга. И познавательная - о такой теме написал не просто человек, который испытал на своей шкуре все превратности судьбы, но человек пытливый, приметливый. И вместе с тем не лишенная чисто художественных достоинств - написана она "ясно, просто и яростно", как часто пишут лучшие вещи в прозе.
Я сначала прочитал эту книгу на французском, собственно на нем она изначально и вышла в далеком 1975 г. И, конечно, для меня это было открытие -такого подробного описания блатного мира СССР найти на русском тогда было невозможно. А когда все три книги Демина появились на русском - перечитал, так на полке и остались. Как увидел в Литресе -обрадовался, как встрече со старым знакомым. Всем рекомендую - изнутри очень откровенно и правдиво показан блатной мир, правда тот, который существовал еще в период развитого социализма. Недостаток один - было и прошло!
«Свирепая тоска перед рассветом. Ни звезд, ни зги – средь снежной кутерьмы… А впрочем, может, есть свой смысл и в этом: ведь день всегда рождается из тьмы!»
Izohlar, 4 izohlar4