Hajm 322 sahifalar
2011 yil
Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии
Kitob haqida
Загадка повседневной жизни заключается в том, что все мы, биологические машины в детерминированной Вселенной, тем не менее ощущаем себя целостными сознательными субъектами, которые действуют в соответствии с собственными целями и свободно принимают решения. В книге “Кто за главного?” Майкл Газзанига объясняет, несет ли каждый человек личную ответственность за свои поступки. Он рассказывает, как благодаря исследованиям расщепленного мозга был открыт модуль интерпретации, заставляющий нас считать, будто мы действуем по собственной свободной воле и сами принимаем важные решения. Автор помещает все это в социальный контекст, а затем приводит нас в зал суда, показывая, какое отношение нейробиология имеет к идее наказания и правосудию.
Редко восторгаюсь книгами.
Это одна из лучших в науч-популярном.
Когда начинаешь читать книгу, заранее зная результаты главных исследований автора, проскальзывает мысль, что только об этом речь и будет идти. Этим грешат известные личности, выпуская книгу за книгой на волне популярности.
И каким же было удивлением, что автор крайне деликатно подвёл и скрупулёзно раскрывает и объясняет результаты своих исследований.
Газзанига ввёл понятие, наверно уже для всего научного мира, «внутреннего интерпретатора» и механику его действия. Сложно не транслировать это знание, когда читаешь уже другие книги.
Прекрасная книга американского нейропсихолога, который дал исчерпывающее описание современных достижений в области нейрофизиологии. В своей книге он собрал результаты своих исследований мозга на протяжении десятилетий, а также мысли и идеи о том, как достижения в нейрофизиологии изменят такие традиционные области социальной жизни человеческих обществ, как мораль, право и закон. Книга очень интересна, в ней большое количество всяких фактов о мозге и его функционировании, идей о применении достижений нейрофизиологии во многих сферах жизни. Само собой разумеется, что для специалистов, работающих в области искусственного интеллекта — это полный мастрид. Ну и в этой книге ставится точка в вопросе о существовании свободы воли. Единственное, что мне не понравилось, так это то, что автор, как и многие другие, постоянно пишет что-то типа «наш мозг заставляет нас...», то есть он противопоставляет мозг и личность. Но мы — это и есть наши мозги, а наши мозги — это мы. Противопоставление разума и мозга — это какой-то такой вариант дуализма, против которого автор, кстати, и выступает. И даже супервентностью эту странность не решить — это просто заезженный штамп, про который не задумываются. Но автор такой книги как раз мог бы и задуматься. А по поводу детерминизма я могу сказать, что размышлять на тему «Давайте не будем наказывать преступника, ведь он осуществил преступление не по своей собственной воле, а это было предопределено» — это какая-то шизофрения. Если это было предопределено, то и его наказание тоже предопределено, да и написание статьи или книги на эту тему предопределено, а потому количество изменённых приговоров после того как судьи прочтут статьи и книги тоже предопределено, а потому всё совсем непредопределено, и детерминизм ложен. Задолбали столько писанины посвящать этой теме.
Роман Душкин, про фразу что "мозг заставляет..." Бессель ван дер Колк в книге "Тело помнит все" рассказывает о том как работает мозг в некоторых ситуациях, становится понятно почему люди действуют, например, по шаблонам, ведь могз просто не может позволить сознанию действовать иначе
Одновременно прекрасная и сложная книга.Майкл Газзанига изучает нейронные основы сознания,в книге он полагается на свои многолетние исследования и мировой опыт изучения мозга.В книге множество интересных фактов о работе мозга,порой неожиданных.Книга не дает однозначных трактовок,заставляет размышлять и задумываться.Много интересных вопросов,нет однозначных ответов.Возможно,будет непроста для восприятия.Но попытаться стоит.
Довольно странная книга. Собственно проблеме свободы воли уделено страниц десять, да ещё в разных местах, зато подробнейшим образом описывается американская судебная система и выводятся довольно очевидные вещи (например, что развитие человека как вида протекало неотрывно от общества, это вообще нужно доказывать?).
Автор описывает развитие общества в совершенно идиллическом ключе, как будто ни войн ни вообще организованного насилия никогда не было.
К достоинствам книги можно отнести довольно богатый фактический материал в её начале, хотя автору не помешало бы углубить свои познания в философии, не пришлось бы тогда долго и мучительно выводить известный закон о переходе количества в качество.
Книга очень увлекательная. Автору удалось показать одно из прикладных применений нейробиологии и одновременно обсудить интересную философскую проблему. Очень понравилось, что автор ссылается на колоссальное количество современных исследований и рассказывает о них доступным языком.
Они обнаружили, что фотографии людей, относящихся к разным социальным группам, пробуждают в американцах различные эмоции в зависимости от того, что это за группа. Зависть (при виде богачей), гордость (при рассматривании фотографий американских спортсменов-олимпийцев) и жалость (при виде пожилых людей) связаны с активностью определенной зоны мозга (медиальной префронтальной коры), которая регулирует социальные взаимодействия, тогда как чувство отвращения (при разглядывании фотографий наркоманов) – нет. Картина активности этой области мозга при просмотре фотографий людей из социальных групп, вызывающих отвращение, не отличалась от той, которая наблюдалась при виде неодушевленных предметов, скажем, камня. Получается,
мере 6-8 долларов. Эрнст Фер 222 и его коллеги использовали транскраниальную электростимуляцию, чтобы временно вывести из строя префронтальную кору. Они обнаружили, что, когда работа ее правой дорсолатеральной части нарушена, игроки соглашаются на предложения меньшей суммы, хотя попрежнему считают их несправедливыми. Если подавление этой зоны мозга усиливает корыстные реакции на несправедливые предложения, значит, в норме она подавляет эгоизм (готовность принять любое предложение) и снижает влияние шкурных побуждений на процесс принятия решений, то есть играет ключевую роль в осуществлении справедливых действий.
То, что мы называем волевой активностью, имеет несколько составляющих, разнесенных по разным зонам мозга, каждую из которых можно идентифицировать. Теперь становится понятно, что, когда в зал суда приносят снимок мозга,
Если человеку стимулировать правую теменную долю током небольшой силы, у него появится ощущение сознательного намерения (“Я хочу поднять руку!”). Если увеличить силу тока и стимулировать немного другой участок теменной зоны, испытуемый осознает совершенное действие, хотя его мышцы не двигались, то есть он ничего не делал, а думает, что сделал (“Я поднял руку!” – а вообще-то нет) 246 . Если же стимулировать лобную долю, человек про
Традиционная, добытая тяжелым трудом научная и философская мудрость гласит, что у жизни нет иного смысла, кроме того, которым мы сами ее наделяем. Он полностью зависит от нас, даже если мы продолжаем мучительно сомневаться, так ли это на самом деле.
Izohlar, 6 izohlar6