Kitob haqida
Научно-фантастический роман, открывающий трилогию «Леди-астронавт».
Лауреат премий «Небьюла», «Сайдвайз», «Хьюго», «Локус» и премии Жюли Верланже 2021. Финалист «Хьюго» в номинации «Лучший книжный цикл».
Входит в список бестселлеров Locus, книга года по версии Publishers Weekly, победитель RUSA Reading List for Science Fiction американской библиотечной ассоциации.
Холодной весенней ночью 1952 года в результате падения огромного метеорита была уничтожена большая часть Восточного побережья США, включая Вашингтон. Последующий климатический кризис и экологическая катастрофа в ближайшем будущем сделают планету непригодной для обитания, как однажды это произошло в эпоху динозавров. Надвигающаяся угроза требует радикального ускорения космической программы в надежде на миграцию и колонизацию космоса. Опыт Элмы Йорк как летчицы и математика из женской службы пилотов ВВС позволяет ей принять участие в проекте по высадке человека на Луну в качестве вычислительницы. Но Элма не сразу понимает, почему большое количество участвующих в программе опытных и квалифицированных женщин-пилотов не могут полететь в космос. Стремление Элмы стать первой леди-астронавтом настолько сильно, что внутренние демоны, психологические травмы прошлого и даже самые устоявшиеся стереотипы общества не имеют против нее шансов.
«Это то, чего никогда не было у НАСА – героини с характером». – Wall Street Journal
«В своем романе Мэри Робинетт Коваль создает альтернативную историю с космическими полетами, которая напоминает мне все, что я люблю…» – Кэди Коулман, астронавт
«Действие цикла “Леди-астронавт”, может, и происходит в прошлом, но такие актуальные научно-фантастические романы многое говорят о настоящем». – The Verge
«Читатели будут в восторге от истории этой “леди-астронавта”». – Publishers Weekly
«Прекрасный баланс между исторической точностью, включая сексизм, расизм, уровень развития технологий середины двадцатого века, и вдумчивым повествованием». – Booklist
«Книга Коваль стала для меня откровением, потому что перед нами та версия истории, в которой мужчины, наконец-то, прислушиваются к женщинам». – Tor.com
«Если вам нравятся: женщины-ученые и женщины-астронавты, космическая наука, романтика, историческая борьба за равноправие, если вы читали или смотрели “Скрытые фигуры” и вам понравилось, если вы смотрели документальный фильм “Меркурий 13” (о реальных женщинах, которые прошли секретные испытания, чтобы стать астронавтами в 60-х годах), то, пожалуйста, не пропустите эту книгу». – Kirkus
«Читатели будут пойманы на крючок». – Library Journal
«Коваль создала историю о том, как мы сможем построить лучшее будущее». – Escapist Magazine
«Это книга о стойкости, о силе перед лицом несправедливости, о сопротивлении как флаге против политики угнетения. Некоторые части этой книги заставили меня плакать. От ярости, от неповиновения, от поддержки и от триумфа». – Utopia State of Mind
Boshqa versiyalar
Sharhlar, 18 sharhlar18
Любите сериал "Скрытые фигуры"? Тогда вам точно понравится эта книга. Масштаб проделанной автором работы поражает, чего стоит только обилие терминов и подробностей о работе в сферах, смежных с космосом.
В этой истории, сочетающей научную и социальную фантастику, есть многое, что читатель оценит по достоинству. Отдельно хочется отметить любовную линию - у главной героини потрясающие, зрелые и доверительные отношения с мужем, который во всем ее поддерживает. Это одно удовольствие читать.
Я рекомендовала книгу друзьям, а также своей маме, которая не очень много читает "научную фантастику", но которая определенно очаруется этой историей про сильных женщин, которым даже космос не предел.
Альтернативщики покусились на святое - на спутник и Гагарина! В версии от Мэри Робинет Коваль освоение космоса начали американцы.
Отклонение истории начинается с падения на территорию США метеорита, который уничтожил Вашингтон и чуть ли не половину страны (мыс Канаверал, к счастью, уцелел).Но серьёзный апокалипсис так и не наступил. Быстренько выкопали единственного оставшегося в живых сенатора, назначили его президентом, и продолжают себе работать, получать зарплату, экономика вообще не пострадала. Героиню заботят только ее расчеты, и как бы не съесть на завтрак некошерный бекон. Она – из команды «вычислителей» (про этих женщин-математиков, которые работали, например, в НАСА есть отличный фильм «Скрытые фигуры»), и просчитав физические характеристики упавшего астероид, пришла в ужас – в самое ближайшее время планете грозит глобальнейшее потепление вплоть до выкипания морей.
Так и начинается американская программа по освоению космоса – надо же куда-то эвакуироваться с умирающей Земли.
Вот только одновременно с этим в книге заканчивается интересное, и начинается фемповестка. Тут и уже упоминавшиеся мной «Скрытые фигуры», и клуб 99 - объединение женщин-авиаторов, и непременный антагонист-шовинист из числа мужчин. В дальнейшем повествовании героиня постоянно и почти безуспешно пытается бороться за права женщин, за то, чтобы стать Леди-астронавт. При этом всю книгу ее тошнит, потому что она испытывает стресс на публике, и ситуация усугубляется тем, что она вынуждена скрывать факт приема антидепрессантов.
В общем, если вам интересно, чем все это закончилось, и попала ли героиня на Луну – читайте, там даже есть продолжение, а мне хватило повесточки.
Так получилось, что перед этим произведением прочитал романы Р.Куанг «Вавилон.Сокрытая история» и Дж.Кларк «Хозяева джиннов» (премии Небьюла 2022 и 2021 года соответственно). Вероятно из-за этого роман Р.Коваль показался не особо интересным, особенно примечателен тот момент, что уже к середине романа смело перелистывал не читая страницы и при этом не упускал содержание.
Да, роман имеет феминистический налет, но это скорее общий тренд для фантастической литературы (и не только).
Были ожидания, что автор даст историю не о тернистом пути к первому полёту женщины в космос, а о переселении человечества в космос вследствие произошедших в романе событий. Однако ожидания не оправдались.
Присутствие любовной линии, отношений, дружбы, конкуренции и пр., абсолютно не спасает этот роман от скукоты. Увы, я разочарован.
Я трижды пыталась подступиться к этому роману и ровно три раза откладывала его, так и не преодолев барьер первой сотни страниц. Дело не в жанре или стиле, а в стойком чувстве фальши: читая социальную драму в декорациях 1952 года, постоянно обнаруживаешь «уши» дня сегодняшнего.
Главная проблема, возникающая с первых глав, — ощущение, что протагонисты, Элма и Натаниэль, являются ментальными путешественниками во времени. Кажется, их изъяли из комфортного XXI века и поместили в антураж начала пятидесятых, забыв сменить «прошивку» сознания. Их психология и модель отношений находятся в глубоком диссонансе с реальностью эпохи до сексуальной революции и расцвета движения за гражданские права.
Бросается в глаза неправдоподобная для того времени сексуальная раскованность Элмы. Она свободно рассуждает о физическом удовольствии, используя прозрачные эвфемизмы. Для женщины, чьё воспитание пришлось на консервативные 30-е и 40-е годы, да ещё и выросшей в семье генерала, такая ментальная свобода выглядит анахронизмом. Несмотря на то, что отчёты Кинси уже были опубликованы, в эпоху маккартизма и пуританской морали подобная рефлексия, даже внутренняя, была табуирована и не формулировалась с такой лёгкостью.
Не менее фантастично выглядит профессиональное взаимодействие супругов. Натаниэль не просто уважает жену — он публично, в присутствии генералитета и президента, делегирует ей авторитет, признавая её превосходство. В патриархальных реалиях 1950-х такой поступок для мужчины-учёного был бы равносилен карьерному самоубийству. Мужчина, прячущийся за спиной жены перед лицом военного командования, выглядел бы слабым и некомпетентным. Однако в книге эта динамика подаётся как норма, превращая Йорков в идеализированную современную пару, свободную от «токсичной маскулинности», что исторически крайне маловероятно.
Ещё более грубым нарушением кажется линия расовых взаимоотношений. Эпизод, где чета Йорков останавливается у чернокожей семьи Линдхольмов, читается как утопия. Да, Гарри Трумэн подписал указ о десегрегации армии ещё в 1948 году, но в 1952-м этот процесс шёл тяжело и медленно, а социальная пропасть оставалась огромной. Герои же общаются без малейшего внутреннего напряжения, словно расовый вопрос в США уже закрыт. Автор проецирует современные этические нормы на прошлое, чтобы сделать героев «своими», оставляя роль носителя духа времени — с его реальным расизмом и шовинизмом — исключительно карикатурному антагонисту.
Образ военных в романе заслуживает отдельной критики. Попытка деконструкции армейской системы выполнена неуклюже. Полковник Паркер изображён некомпетентным карьеристом, что выдаёт непонимание структуры ВС США периода Корейской войны. Армия того времени была жёстким механизмом, прошедшим горнило Второй мировой. Звание полковника предполагало боевой опыт и окончание Военного колледжа; идея о том, что на ключевой пост в разгар Холодной войны мог попасть случайный лицемер, выглядит наивным упрощением.
Военные показаны как сборище зашоренных солдафонов. Их подозрения в адрес СССР подаются как глупость, хотя в 1952 году паранойя Холодной войны была основой оборонной доктрины, а не личной прихотью. Нам предлагают поверить, что офицеры, курирующие ядерные программы, не способны отличить радиационный фон атомного взрыва от последствий кинетического удара, лишь бы на их фоне главные герои сияли как единственные носители здравого смысла.
Особенно ярко подмена понятий видна в сцене отказа Элме в пилотировании. Автор сводит это к личному сексизму Паркера, игнорируя реальный исторический контекст. Программа WASP была гражданской и расформирована ещё в 1944 году; у Элмы не было ни действующего военного звания, ни статуса резервиста. Отказ гражданскому лицу, пусть и опытному пилоту, в управлении военным бортом во время чрезвычайного положения был бы продиктован прямым уставом, а не вредностью полковника. Но автор подменяет системную логику мелодраматической борьбой хорошей героини с «плохим дядей».
Подводя черту, скажу, что я ожидала от книги честного погружения в эпоху. Хотелось почувствовать ту самую душную атмосферу 50-х, увидеть женщину-учёного, которая живёт и борется внутри жёстких рамок своего времени, даже не осознавая их как нечто чужеродное. Но вместо живого человека середины XX века мне подсунули нашу современницу, переодетую в винтажное платье. Автор просто отправила героиню в прошлое, забыв сменить ей менталитет. Вероятно, читатель, которому безразличен исторический контекст, сможет получить удовольствие от сюжета. Но для тех, кто ищет в альтернативной истории дух эпохи, эта подмена человеческой психологии становится непреодолимым препятствием. Я рассчитывала увидеть 1952 год в иных обстоятельствах, а наткнулась на плохо замаскированную современность с повесткой.
Напоминает растянутую мыльную оперу насквозь пронизанную тематикой прав женщин и людей с темным цветом кожи. Прочитал уже треть. Фантастикой это назвать можно с огромной натяжкой. Да ГГ которую то рвет, то сердце выпрыгивает, через две страницы на третьей, порядком раздражает. Если вы любите Желязны, Азимова, Ефремова, Лукьяненко, или не дай бог Симмонса - просто сожгите перед прочтением.
Вручение Небьюлы за такое - дань повестке, не более.
В этом-то и была суть дела, не так ли? Крылья, полет и космос, и я хотела отправиться в космос любым способом, пусть тот на первый взгляд и не имеет изначального смысла.
Знала, что шансов было ничтожно мало. Знала, но до сей минуты все же надеялась, и эти тщетные надежды могли меня уничтожить.
Вы когда-нибудь получали именно то, что хотели, а потом понимали, что последствия оказались уж совсем непредвиденными?
Инженеры создают проблемы, а вычислительницы их решают


