Hajm 321 sahifa
2012 yil
Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка
Kitob haqida
Рыночное мышление сегодня пользуется непререкаемым авторитетом, ведь именно его механизмы приводят к богатству и процветанию целые страны. Майкл Сэндел рассказывает о том, как коммерческий подход, прикасаясь к вещам, ранее ему недоступным, нередко разрушает первичный смысл и суть многих понятий и явлений. Так служба в армии по контракту и покупка прав гражданства разрушают смысл понятия «гражданство», покупка права проходить без очереди к врачу – ущемляет равенство граждан в правах, продажа права назвать станцию метро или стадион – нарушает традиции памятного наименования, духовного и национального единения. Книга показывает обратную сторону решений, имеющих, на первый взгляд, экономическую, а порой и социальную выгоду. Автор призывает задуматься: желаем ли мы такой жизни, в которой все меньше вещей невозможно купить за деньги, поскольку вопрос о моральных ограничениях для рынка – это вопрос о том, в каком мире мы все вместе хотим жить дальше.
Покупая книгу, ожидал встретить чисто экономические размышления, рассматривающую привычные проблемы (а точнее их экономические решения) с другой стороны. На деле тематика оказалась немного другой. Частично это рассмотрение экономических принципов с точки зрения морали, что-то в философском духе, частично – рассмотрение этих же вопросов с необычной экономической точки зрения, т.е. без отталкивания от стандартных аксиом и т.п. С моей точки зрения, многие выводы относительно ошибочности существующих принципов в экономике довольно спорные, т.к. напрямую зависят от того, как именно подойти к рассмотрению проблемы. С другой стороны, рассмотрение некоторых частных примеров (а их очень много, и это хорошо) показало действительно неожиданные для меня результаты, которые трудно объяснимы через классический экономический подход.
В любом случае, книга понравилась, не жалею потраченного времени. Стоит прочитать хотя бы для того, чтобы лучше узнать, насколько сильно экономика и экономические отношения влияют на все стороны жизни, и почему это может быть хорошо, а почему – плохо. Лично для меня возникли и новые экономические вопросы, на которые еще стоит поискать альтернативные ответы.
Наша политика перенасыщена пустыми фразами, не имеющими морального и духовного содержания. Она не может заниматься решением серьезных вопросов, по-настоящему волнующих людей.
Влияние штрафов, сборов и других денежных стимулов не может быть точно предсказано, все варьируется в зависимости от конкретного случая.
Некоторые богатые водители считают штрафы за превышение скорости просто дополнительной платой, позволяющей ездить так быстро, как им заблагорассудится. В Финляндии закон жестко направлен против такого образа мышления (и вождения), увязывая размер штрафа с уровнем доходов нарушителя. В 2003 году Юсси Салонойа, двадцатисемилетний наследник колбасного бизнеса, был оштрафован на 170 000 евро (около 217 000 долл. по тогдашнему курсу) за езду со скоростью 80 км/час при разрешенной скорости в 40 км/ч. Салонойа, являющийся одним из самых богатых людей Финляндии, имел доход в размере 7 млн евро в год.
Сеть продуктовых магазинов Safeway предлагает более дешевые медицинские страховки тем своим работникам, которые не курят, держат под контролем свой вес, кровяное давление и уровень холестерина. Все большее число компаний используют сочетание кнута и пряника, чтобы мотивировать сотрудников к улучшению состояния своего здоровья. Восемьдесят процентов крупных компаний США в настоящее время предлагают финансовые стимулы тем из своих работников, которые участвуют в оздоровительных программах. И почти половина наказывают их за вредные привычки, как правило, путем повышения размеров их взносов на медицинское страхование.
...коррупция включает в себя не только взятки и незаконные доходы. Коррупцией следует считать и ухудшение какого-либо общественного или социального блага, снижение его ценности по сравнению с соответствующим ему должным уровнем.
Izohlar, 1 izoh1