Отзыв – целиком и полностью состоит из спойлеров!
Франкенштейн, или современный Прометей.
Не просто так Шелли назвала свой роман. Прометей – титан, укравший с Олимпа огонь и отдавший его людям. Виктор Франкенштейн – тот же Прометей, мечтавший зажечь в людях ту божественную искру, которая дается при рождении, но угасает после смерти. Ученный решил пойти против божьих законов и снова вдохнуть огонь жизни в усопшее тело. Влекомый научным азартом, не отдающий себе отчет в последствиях подобной игры в Бога, он силой науки и ума, а не Божественным провидением, оживляет плоть. Не как Альдини, любящий поиграть с гальваникой, а действительно оживляет нечто: человека ли, монстра ли? И ужаснувшись своему творению, убегает прочь, бросая Создание на произвол судьбы.
Столкновение науки и религии, мистификация научных опытов, «дьявольщина» – плодотворная почва для создания произведения, наполненного атмосферой готического ужаса. Но Шелли не ставила единственной целью напугать читателя воскресшими мертвецами, а подняла более глубокий этический вопрос.
Потерянный, как младенец тянущий ручки к родителю, отвернувшемуся от него, Существо мечется в этом мире. Он задается вопросом: кто он? откуда он появился? Отвергнутый, избитый, изгнанный, покинутый отцом, он сочувствует Сатане из «Потерянного Рая» Мильтона, видит в нем себя. Кто он: монстр ли по рождению или по причинам? Озлобленный на людей, противный сам себе, ставший убийцей по случайности, наполнивший сердце ненавистью и болью, он действительно превращается в монстра. Создание становится на путь мести и разрушения. Он наконец обретает смысл своего существования: превратить жизнь Виктора в беспощадную адскую гонку, сковать его душу и разум, как сковали Прометея цепями, жаждой мести.
Несмотря на простоту сюжета, роман ставит своей задачей раскрытия вопросов становления человека в мире, его связь с Создателем, источников греховности.
Напоследок скажу примитивное: «Советую почитать», поразмыслить, задаться вопросами бытия.
Izohlar
1