Hajm 408 sahifalar
2024 yil
Пловец Снов
Kitob haqida
Казалось бы, мир метафизического Петербурга давно и подробно освоен литературой, но роман Льва Наумова «Пловец Снов», находящийся на стыке магического реализма и русского символизма, показывает, что его пространство всегда ново и незаурядно. В этом произведении можно обнаружить черты остросюжетного детектива, литературоцентричного философского размышления, леденящего кровь хоррора, даже романтической драмы. В любом случае история о том, как модный писатель, автор востребованных книг, решает одну из центральных проблем современной культуры — почему люди перестали читать? — вряд ли кого-то оставит равнодушным или покажется кому-то неактуальной.
Точка является неотъемлемой частью книги, формируя своеобразный центр вселенной. Это не просто грамматический знак, это символ совершенных дел и дел, которые предстоит завершить. Подойдя к концу книги интуитивно понимаешь, что роман (не) завершен слишком рано. Есть еще множество вариаций событий, которые могут и должны произойти, словно снежный ком вовлекая в себя все больше событий , людей, идей. Собственно, точка, с которой и начинается повествование - это старт ядерной реакции следующих друг за другом событий. По мере чтения энтропия только нарастает, развивающиеся конфликты не находят своего разрешения, запущенные процессы, судя по всему, находятся на начальной стадии своего развития, несмотря на определенный прогресс по мере повествования: название романа Солженицына "В круге первом" - та позиция, где остается читатель, завершая книгу. Сама же по себе книга О (буква претерпевает ряд трансформаций, которые соответствуют определенным стадиям развития сюжета) остается вне зоны досягаемости читателя: во вселенной "Пловца снов" данная книга управляет неявно действиями героя. Таким образом, система посредством сна замыкается сама в себе, формируя не замкнутый круг, но спираль, где сон играет роль третьего измерения. В этом водовороте событий начинается магия букв и слов: сон, пловец, сом, точка, колодец, Бог - все это понятия, такие разные, но являющиеся частью целого, которое смертному непостижимо, словно буква "О" является черной дырой иного измерения. Герой переходит точку невозврата, но надежду он уже потерял (Надежда - бывшая жена). Его окружает победа (Вика - Виктория), но все это эфемерно и нереально.
Литературная сюжетная линия сама по себе заслуживает отдельного внимание, так как автор погружает нас в мир именно этой самой проходной литературы. Относительно поступков и мыслей героя возникают противоречивые мысли, так как оправдание для дальнейших поступков видится не очень убедительным на фоне особенностей личности героя, а также специфике его работы. Особенность подачи материала невольно заставляет обратиться к "Преступление и наказание" Достоевского и на развивающиеся сюжетные линии. Предлагаю решить каждому лично, насколько удачно автору удалось воспроизвести внутренний мир человека, перешедшего точку невозврата, но в моем случае остается осадок некоей искусственности происходящего. Понятно, что мир книг стал миром реальным благодаря сну и Истины, вылезшей из колодца как предвестника грядущих событий. Пройдя с героем часть его пути, нельзя не отдать должное автору, сумевшему вовремя и умело остановиться на самых провокационных моментах - с одной стороны. С другой, если есть вещи, о которых не принято или не прилично говорить, не обрекаем ли мы литературный труд на искусственную кастрацию? Уверен, автору было бы много, что сказать там, где он остановился. Будучи ведомым классическими произведениями детективного жанра, мог бы получиться осмысленный литературный аналог того, что многие видели у Фон Триера в "Дом, который построил Джек". Отдельно заслуживает внимание взаимоотношение между следователем и героям. И вновь, проецируя уже ранее упомянутое произведение Достоевского на эту связь, читателя буквально ставят перед фактом так внезапно развивающихся буквально за пару встреч событий. Герой только в последний момент пребывает "на измене", что в контексте всего повествования не воспринимается как естественное состояние. В это случае сон играет на руку автору (определенный промежуток времени (и таких несколько) представлен как "выпавший из памяти", неосознанный. Тем не менее, выведя героя на "кргу первый", видится непривычным его взаимоотношение с близкими - это взаимоотношение идет своим чередом, словно ничего не происходило. Тем не менее, тема смерти и конечности бытия буквально пронизывает книгу с самого начала в виде фактов, историй, сюжетных поворотов. Данная тема легко уравновешивается воспоминаниями героя, меткими заметками на тему "мужское-женское" и роли обоих полов в этом мире. Роль писателя и литературного труда - отдельная тема для размышлений автора, вытекающая из реалий сегодняшней жизни и пронизывающей основной сюжет.
Несмотря на ряд моментов, вызывающих вопросы, роман читается легко и, определенно, требует (более глубокого) продолжения, в котором будут развязки по всем сюжетным линиям. Ну а внимательный читатель, наверное уже по названию поймет, что "Пловец снов" - это и есть псевдоним главного героя для его главной книги.
Izohlar, 1 izoh1