Hajm 190 sahifalar
1983 yil
Человек находит друга
Kitob haqida
Кошка и собака. Единственные представители животного мира, которые стали настоящими друзьями человека. Разные, как день и ночь, они были нашими спутниками с незапамятных времен и неизменно сопровождали нас на пути от первобытности к цивилизации.
Нет на свете зверя, который подчинил бы всю свою жизнь человеку так, как это сделала собака, и нет зверя, который бы умудрился подчинить себе человека так, как это сделала кошка. Бескорыстный, беспредельно преданный пес и хитрая, капризная кошка стали героями книги Конрада Лоренца, которой вот уже десятилетия зачитываются люди всех возрастов в самых разных странах.
Это книга о настоящей дружбе между человеком и его ближайшими спутниками – кошками и собаками. Дружбе в настоящем смысле этого слова – уважении и понимании объекта своей привязанности.
Конрад Лоренц всю жизнь занимался изучением поведения животных и неудивительно, что в этой книге он также особый упор сделал на описание характерных черт кошек и собак.
Я думаю, это книга обязательна для всех, кто содержит у себя домашних животных.
Одна из самых светлых прочитанных мною книг! У меня были и кошки и собака , но только после прочтения книги открылись глаза на истинные мотивы из поведения. Прекрасная книга для тех кто любит домашних животных
Этология — вовсе не наука «про это», как можно было бы предположить, а раздел биологии, изучающий повадки животных. И то, как они меняются в зависимости от смены среды, — особенно от жизни с человеком, так называемого «приручения». Лишь два таких приручения не ставили перед собой эксплуатационной или гастрономической цели: собака и кошка. Им и посвящена книга одного из отцов-основателей вышеназванной дисциплины, нобелевского лауреата Конрада Лоренца. Однако это не учебник и даже не совсем научно-популярная книга, каковой определяет её сам автор. Это некая система заключений, проиллюстрированная множеством забавных и не слишком примеров из собственного опыта наблюдений, а для пущей наглядности ещё и авторскими рисунками.
Но, хоть кошка и родственница льву, львиная доля материала отдаётся собакам. И начинается всё с фантазии о том, как во время оно началось их приручение, тогда ещё шакалов, следующих за голодным и настороженным племенем гомо ещё не слишком сапиенсов. Собаки шакальего типа как раз и преобладают среди наших домашних любимцев. А ведь есть ещё один тип — волчий, сохранивший большую независимость, и совсем по-другому привязывающийся к хозяину. Правда, в чистом виде эти два типа встречаются не часто, много всего намешано в представителях современных собачьих пород — инбридинг, батенька! И всё же очевидны именно два этих типа, и наличие каждого из них в большей или меньшей мере определяет всё разнообразие собачьих характеров, некую систему врождённых ценностей. Всё это объясняет и нередкое сходство собаки с хозяином, и всё это нужно учитывать при выборе питомца и при его обучении. Само обучение также рассматривается в книге: усвоение важнейших команд, система поощрений и наказаний. Уделено внимание и воспитательному значению контакта собаки с ребёнком, и даже терапевтическое — от «собачьего настроения».
Много говорится о средствах коммуникации (как врождённых, так и благоприобретённых), о том, как они используются при контакте с представителями своего рода, и какие недоразумения могут возникать с теми, чья коммуникационная база отличается. Тут-то на сцене и появляются коты именно с такой отличающейся базой. Всё как с «ложными друзьями переводчика» на нашем межязыковом уровне. Рассматривается и то, как эти средства (и не только они) находят отражение в игре детёнышей, как щенят, так и котят. Хоть это и не словарь языка высших животных, всё же примеров расшифровки различных знаков немало, а примеры их проявления интересны и… узнаваемы каждым собачником или кошатником. Впрочем, сам автор не проводит чёткой границы между ними, ибо:
Прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям.
О любви, кстати, особый разговор. Как и о моральных принципах в их конфликте с природными наклонностями. Вообще само подавление инстинктов трактуется если и не как двигатель прогресса, то как создание для такового наиболее благоприятной почвы. Однако это и наше проклятие:
У дикого животного в естественных условиях не возникает конфликта между его внутренними склонностями и тем, что оно «должно» делать, — вот эту-то райскую гармонию и потерял человек.
Так что стоит отринуть сомнения и страхи (в особенности перед болью от потери того, к кому успел привязаться, из-за несоразмерности жизненных сроков) и по завету одного небезызвестного почтальона «обязательно зверушку какую-нибудь завести» — ведь помимо радости вы обретете и возможность лучше познать себя. Возможно, в этом и заключена главная цель этологии!
К собакам я отношусь спокойно. Могу с удовольствием пообщаться, периодически хожу с подругой, когда она идет выгуливать своего пса, но своей собаки у меня точно не будет. При этом так получается, что о содержании и воспитании собак я периодически читаю и название книги слышала не один раз. Книга оказалась довольно любопытной. Начинается все с попытки представить, как человек одомашнивал собаку. Сложно оценить, насколько это соответствует действительности, но выглядит весьма красочно. Что касается подхода Лоренца к воспитанию собак, который он описывает в книге, у меня к нему двойственное отношение. Я не могу не отдать должное тому, что человек действительно увлечен общением со своими питомцами и внимательно следит за ними. С другой стороны, именно на этом примере хорошо видны изменения, произошедшие со времени написания книги в отношении к домашним животным. При этом я понимаю, что без этих книг не было бы современных методов взаимодействия с собаками, так что ценность в ней несомненно есть. Ну и то, что она дает поводы для размышления и выработки собственного мнения, тоже очень неплохо.
Со слов автора, у него возникло желание поделиться своими размышлениями о жизни и общении с животными (в основном с собаками), а так же возмутительным несогласием с некоторыми "научно"-исследовательскими работами. Так и родилась эта книга. Автор ведет диалог с читателем, подкрепляя свой многолетний опыт наблюдения за животными научными работами и выводами ученых. Книга начинается с предположений о способах зарождения дружбы между человеком и собакой, между человеком и кошкой. Лоренц подробно рассказывает о различии восприятия собакой человека, рассуждает о любви человека к животным, о породах, сигналах, которыми собаки общаются с нами и другими животными, методах воспитания. Красной линией проходит противопоставление пород, в которых течет волчья кровь от пород, ведущих (по-видимому) свое происхождение от шакалов (например, первые видят в человеке более вожака, а вторые – родителя).
Книга будет интересна как собаководам (в качестве применения на практике при воспитании своей собаки), так и человеку, относящемуся с любовью к животным, но не имеющим с ними непосредственный контакт. Читать интересно благодаря тому, что теория и разбавляется рассказами из жизни автора в кругу своей домашней живности (а ему есть чем поделиться с читателем!).
"... "Нет, мне пришлось от нее отделаться... я переехал в другой город (или сменил квартиру на меньшую, или перешел на другую работу), и мне стало трудно держать собаку". Или еще что-нибудь в том же роде. Меня поражает, как люди, во всех всех остальных отношениях вполне добропорядочные, нисколько не смущаются, признаваясь в подобном поступке. Они не сознают, что между их поведением и поведением эгоиста... нет принципиальной разницы. Собака лишена как бы то ни было прав не только согласно законам, но и из-за бесчувственности многих людей.
Преданность собаки - это драгоценный дар, накладывающий на того, кто его принимает, не меньшие обязательства, чем человеческая дружба. И это следует иметь в виду всем, кто намеревается обзавестись четвероногим другом."
Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашних, как собака; и нет другого животного, которое за долгие века своей связи с человеком изменилось бы так мало, как кошка.
Если в Ветхом завете среди «казней египетских» мыши не упомянуты, то, наверное, лишь потому, что их и так уже было чрезвычайно много и увеличение их числа не могло произвести заметного впечатления.
Я уверен, что, если бы мне пришлось самому убивать животных, которых я ем, на мой стол никогда не попадали бы существа, по интеллектуальному уровню стоящие выше рыбы или в крайнем случае лягушки.
"... я не очень осуждаю чувствительных людей, которые боятся приобрести собаку из-за неизбежного расставания с ней. Не очень осуждаю? Нет, на самом деле я осуждаю их безоговорочно. В человеческой жизни любая радость оплачивается печалью....
И я считаю трусом того, кто отказывается от немногих безобидных и с эстетической точки зрения безупречных удовольствий, доступных человеку, только из-за страха, что рано или поздно судьба представит ему счет за них. Тому, кто скупится на монету страданий, лучше всего запереться на каком-нибудь унылом чердаке и сохнуть там без пользы, точно луковица без зародыша, которая не может принести цветка."
Izohlar, 38 izohlar38