Hajm 276 sahifalar
2021 yil
Патриотизм снизу. «Как такое возможно, чтобы люди жили так бедно в богатой стране?»
Kitob haqida
Как граждане современной России относятся к своей стране и осознают ли себя частью нации? По утверждению Карин Клеман, процесс национального строительства в постсоветской России все еще не завершен. Если для сравнения обратиться к странам Западной Европы или США, то там «нация» (при всех негативных коннотациях вокруг термина «национализм») – одно из фундаментальных понятий, неразрывно связанных с демократией: достойный гражданин (представитель нации) обязан участвовать в политике. Какова же суть патриотических настроений в сегодняшней России? Это ксенофобская великодержавность или совокупность идей, направленных на консолидацию формирующейся нации? Это идеологическая пропаганда во имя несменяемости власти или множество национальных памятей, не сводимых к одному нарративу? Исходит ли стремление россиян к солидарности снизу и контролируется ли оно в полной мере сверху? Автор пытается ответить на эти вопросы на основе глубинных интервью с жителями разных регионов, используя качественные методы оценки высказываний и поведения респондентов. Карин Клеман – французский и российский социолог, специалист по низовым движениям, основательница института «Коллективное действие». Книга написана в рамках проекта «Можем ли мы жить вместе? Проблемы разнообразия и единства в современной России: историческое наследие, современное государство и общество».
Очень интересная работа о современной России, которая показывает как в нашем обществе на конец 10-ых годов сосуществуют несколько "моделей" патриотизма и как они отличаются между собой в различных аспектах: региональном, демографическом, социальном и др..
Советую всем, кого интересует тема современного российского общества и особенно вопрос патриотических настроений в нем.
Заинтересовала классификация патриотизмов и связанные, на мой взгляд, с ними модели личных и групповых идентичностей. Структурированное Клеман проблемное поле поможет, надеюсь, точнее уяснить манипуляции с идентичностями в «Потерянном царстве» Плохия.
Я люблю читать о том, как иностранцы воспринимают Россию - будь то путевые заметки, либо сколь-нибудь серьёзные исследования. Итак, что у нас на сей раз? Исследовательница из Франции, да ещё и невъездная по причинам, понятным одной лишь ФСБ, да ещё и левачка, дающая весьма провокативные для либеральной общественности интервью (Я бы с большой гордостью носила прозвище “ватник” - заявила она Colta.ru). Ну, красота же! Если отбросить ироничный тон, то на мой взгляд, это довольно краткое, но вместе с тем подробное описание настроений самых разных слоёв населения России - столичных и региональных, из крупных городов и деревень, молодых и пожилых. Да, к методике и выборке можно долго придираться (автор(ка) сама сознаётся в возможных искажениях), но камон! Мы же все живём в этом обществе, и если круг общения чуть шире кассирши из Пятёрочки, то всё это тоже видим и наблюдаем: и патриотические настроения, и критические, состояние больших надежд и разрушенных ожиданий, безнадёжность и стремление что-то изменить.
В целом, если говорить о выводах, то главную тревогу вызывает социальный разрыв: элиты всё сильнее отрываются от быта простого народа, и люди оказываются предоставлены сами себе посреди падающих доходов, растущих цен, закрывающихся производств. Вопросы патриотизма, навязываемого государством, или даже отношения к мигрантам в такой системе являются глубоко вторичными. На этой платформе потихоньку выстраиваются контуры гражданской нации, но пока что нациестроительство в России далеко от завершения.
Из минусов я бы отметил весьма странный подход к описанию идеологических обществ: так, вместо социологии новых левых в России получился какой-то манифест (о чём честно предупредили в начале главы), а о правых рассказали только через призму Спутника и Погрома - уже закрытого, увы-увы. Могли бы хоть редакторскую сноску об этом дать. Про либеральное движение не сказали вообще ничего, хотя думаю это тоже было бы весьма интересно.
Резюмируя, мне эта работа очень понравилась. Не скажу, что я узнал что-то радикально новое: основные моменты, такие как рост социальной напряжённости, локального патриотизма, граничащего с сепаратизмом, слабое развитие гражданской нации, в целом понятны. Но вместе с тем книга рисует очень пёстрый состав населения большой страны с его мыслями, надеждами и чаяниями. И всё же после прочтения остаётся пускай и слабая, но всё же надежда, что всё в конечном счёте в стране будет хорошо.
Кроме того, Россия как раз возникла одновременно с доминированием прозападной идеологии и осознанием лишения и потери. Люди до сих пор в интервью воспоминают девяностые как период национального унижения и стыда
Izohlar, 3 izohlar3