Оригинальность авторского замысла понимаешь не сразу, но потом начинаешь следить за сюжетом с любопытством и с какими-то неясными ожиданиями к авторской фантазии, хотя апелляции к зоопсихологическим экспериментам и избыточный гуманистический пафос к какому-то моменту утомляют – все ж таки, это литература, а не манифест зоозащитников.
Идея, конечно, достаточно необычная для художественной литературы, но не то чтобы оригинальная (а первоисточник в лице Ф. Кафки даже и не скрывается), тем не менее не могу сказать, что мне понравилась и сама книга, и ее идея, и уж тем более финал. Вообще, знай я заранее, о чем это будет, я бы за такую историю не взялась – не моё. К середине, когда автор, как фокусник, неожиданно раскрывает свою главную интригу, я испытала сильную фрустрацию: меня обманули самым пренеприятнейшим образом! Это даже ошибкой собственного читательского выбора не назовешь, потому что «секрет» был тщательно упакован в текст, чтобы его не сразу раскрыли (почти «пампукская хрюря»!).
А дальше для меня все пошло по нисходящей, подчиняясь принципу «единожды солгав…». Особого отклика «сестра Ферн», потуги Лоуэлла, страдания Розмари во мне не вызвали, сплетение событий и последствий такого рода мне показалось искусственным и нарочитым. Не знаю, на какой эффект и на какую аудиторию рассчитывал автор, но явно не на меня. Поэтому уже где-то с половины книги дочитывала без интереса, просто, чтобы узнать, к чему автор ведет и чем дело кончится. К тому же собственные знания о том, о чем бесконечно рефлексирует Розмари, мне мешали. Я, конечно, пыталась вычленить в тексте какие-то прозрения относительно ранних взаимовлияний детей и животных, но без особого успеха, поэтому мотивацию сохранить не удалось. Жалею, что не бросила сразу же, как из авторского цилиндра показались уши, неоднократно потом упоминаемые в тексте… А то, что в этой книге «мы совершенно не в себе» – это уж точно.
Izohlar
3