Hajm 410 sahifalar
1989 yil
История осады Лиссабона
Kitob haqida
Жозе Сарамаго – один из крупнейших писателей современной Португалии, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 года, автор скандально знаменитого «Евангелия от Иисуса».
Раймундо Силва – корректор. Готовя к печати книгу по истории осады мавританского Лиссабона в ходе Реконкисты XII века, он, сам не понимая зачем, вставляет в ключевом эпизоде лишнюю частицу «не» – и выходит так, будто португальская столица была отвоевана у мавров без помощи крестоносцев. И вот уже история – мировая и личная – течет по другому руслу, а сеньора Мария-Сара, поставленная присматривать над корректорами во избежание столь досадных и необъяснимых ошибок в будущем, делает Раймундо самое неожиданное предложение…
Книга понравилась и не понравилась одновременно…Наверно, не с нее стоит начинать знакомство с этим, безусловно, самобытным автором.
Сюжет нетривиальный, интересно, что же будет дальше с Лиссабоном и самим главным героем-корректором, который по внезапной прихоти взял да и перевернул с ног на голову известный исторический факт в книге об истории города.
И вот ждешь-ждешь, когда начнет происходить что-нибудь эдакое, захватывающее, ни на что не похожее…А повествование течет настолько плавно, неспешно, для меня, пожалуй, нудновато. Да еще и эта авторская пунктуация в диалогах очень утяжеляет (для меня) чтение, т.к. диалоги никак не выделены пунктуационно, и порой не сразу доходит, кто что говорит, и, главное, с кем )) Да и концовка, если честно, разочаровала. Книга эта о чувствах, зарождающейся любви и любви к родному городу, но сюжет тянется настолько вяло, и, по сути, с героями почти ничего не происходит. Не знаю, может, дело в переводе, но «Историю осады Лиссабона» перечитывать я вряд ли стану.
Очень любопытная книга. Одно из ранних произведений Жозе Сарамаго, который только через 10 лет станет лауретом нобелевской премии, написав «Евангелие от Иисуса».
История про нелегкие будни корректора, который, вычитывая книгу про осаду Лиссабона, взял да и специально добавил ошибку в корне меняющую ход событий.
Интересная особенность – в книге много корректорских ошибок. Например, нет вопросительных знаков и выделения прямой речи, а иногда даже разбивки на абзацы. Позже Сарамаго будет не раз еще использовать этот прием создавая очень забавные хитросплетения текста.
Книга про литературу, слово, а также про разные жизненные вопросы. При этом рассуждения автора в ироничной форме вплетены в легкий приятный сюжет о жизни корректора.
Однако, чтобы насладиться книгой, ее придется читать внимательно, улавливая игру слов.
Нет смысла описывать романы Сарамаго – их надо читать. Такое погружение в собственные мысли, чувства, обожаю его, и, конечно же, бесподобный перевод Александра Богдановского – как обычно необычная концовка, Свобода додумать собственную
"Иной миг богаче на события, чем иной год, и не размер сосуда важен, но то, чем каждый из нас может заполнить его, пусть даже он переполнится и рухнет". Стиль, в котором написан роман «История осады Лиссабона» очень похож на стиль романа «Книга имен». Это не тот Сарамаго, который открывает нам «Слепоту» или «Перебои в смерти». Здесь Сарамаго – более доскональный до деталей, до описания эмоций и мыслей героев. Здесь он будто живет с главными героями, приглашая и нас за собой. Если не любить столь подробные описания, то книга покажется скучной и неинтересной. Лично меня книга захватила с первых страниц. Потрясающая история о праве на счастье, праве на творчество и выбор. В любом возрасте. Здесь за каждой строчкой таится какой-то философский подтекст, который можно долго обдумывать. История главного героя, корректора Раймундо Силвы, переплетена с историческими фактами осады Лиссабона. Здесь мы наблюдаем за жизнью и судьбой самого Раймундо, а также за войнами, принимавшими участие в осаде. Сколько бы лет и веков ни прошло, а проблемы, мысли и желания у людей остаются прежними.
Безумие есть последствие шока, произведенного на человека его собственным умом, а мы и три миллиона лет спустя от этого потрясения все никак не отойдем.
Какие славные были времена прежде, когда для удовлетворения чаяний нам довольно было обратиться к высшим силам с правильно составленной просьбой, и это действовало и в самых сложных случаях, даже если страждущий, или, иначе говоря, терпящий бедствие, терпение свое готов был уже потерять вместе с надеждой на спасение.
Но произошло то, что произошло, не всего можно избежать, Господь легко обходится без наших добрых советов, однако у судьбы имеются свои неколебимые законы, да порой еще и с неожиданными художественными эффектами.
Когда же автомобиль затормозил у подъезда, Раймундо Силва, хоть и не вполне был уверен, что это будет свидетельствовать о хорошем воспитании, счел нужным предложить ей зайти и только принялся раскаиваться в содеянном, подумав: Это неуместно, и к тому же не следует забывать, что я – ее подчиненный, как Мария-Сара сказала: В другой раз, сегодня уже поздно. По поводу этой исторической фразы можно дискутировать всласть, но Раймундо Силва готов поклясться, что прозвучали другие, не менее исторические слова: Сегодня еще рано.
Окиньте мысленным взором корректорские будни, господин автор, вдумайтесь, какая это трагедия - по два, три, четыре, по пять раз читать книги. Которым и одного-то раза много.
Izohlar, 4 izohlar4