Hajm 230 sahifalar
1904 yil
Kitob haqida
Первый в истории европейской литературы сборник рассказов, объединенных темой, по выражению самого автора, «паралича» личности и смерти души в консервативной и отсталой ирландской столице начала ХХ века.
В нем работа и домашняя жизнь, будни и праздники обитателей Дублина – мрачного города, за кирпичными фасадами которого буднично и повседневно происходят убийства и самоубийства человеческих душ.
Добропорядочные представители среднего класса и бедняки, политики и пьяницы, буржуа и «творческая интеллигенция», священники и миряне, мужчины и женщины. Все они, в сущности, неплохие люди, но всем им Джойс беспощадно выносит приговор: они мертвы. Возможно, уцелеть удастся лишь детям и подросткам, еще способным мыслить и чувствовать, страдать и сострадать…
Продолжаю знакомство с творчеством Джеймса Джойса, начатое не так давно - всего лишь в январе этого года. Тогда это был роман Джеймс Джойс - Портрет художника в юности . Книга красивая, глубокая и философская, но вместе с тем запутанная, размытая, да и художника в ней, к слову, совсем не оказалось. Был лишь мечтательный юноша с грезами о настоящей жизни и любви, раскрывающийся лишь на бумаге, в своих дневниках.
И вот теперь решила обратиться к малой прозе классика. Слышала, как ни странно, об этой книге давно; по-моему, еще даже до своего лайвлибовского периода, давно хотела прочитать, но все как-то не складывалось. Зато сложилось теперь, когда я в полной мере полюбила рассказы (до этого они мне отчего-то казались каким-то несерьезным жанром).
Сборник из пятнадцати рассказов порадовал многообразием сюжетов (почти нет повторяющихся, что, мне кажется, большая редкость) и полнотой жизни, запечатленной на страницах книги, разнообразием представленных характеров главных действующих лиц и своим настроением - тонко-меланхоличным, удивительно подходящим моему собственному мироощущению.
Правда, было в сборнике и то, что весьма огорчило. И это прежде всего недосказанность почти каждой второй истории из этой книги. Автор всегда обрывает свой рассказ на самом интересном месте, словно предлагая читателю самому дофантазировать сюжет. Я же предпочитаю по жизни прямые и определенные концовки, чтобы точно знать, что случится с персонажами. Не умею я домысливать в уме, обожаю хэппи-энды, а всякий намек на несчастливую развязку - это для меня реальный повод для беспокойства.
Не попадались мне пока сборники, в которых бы мне понравились абсолютно все рассказы. Этот тоже исключением не стал. Не сказать, чтобы было уж совсем много разочарований, но были.
Я же хочу о тех рассказах, которые понравились беспрекословно. Думаю, в будущем с удовольствием их перечитаю.
Безусловно, один из лучших рассказов - это предновогодняя, рождественская история о любви, нежности и семейном счастии. Думаю перечитать ее зимой, для атмосферы, здесь все время идет снег, засыпая улицы и мечты...Да, рассказ "Мертвые" получился у Джойсасамым живым, самым трогательным и красивым. Размышления о любви и страсти в браке и узнавании партнера спустя годы. Необычный, но очень завораживающий взгляд на семейные отношения. Очень рекомендую к прочтению, кто любит что-нибудь романтичное.
Запомнился и рассказ с таким простым и понятным заглавием - "Мать". Заглавие понятное, а история непростая. Она и о моральном выборе, и о том, как правильно отстаивать свои убеждения, и о поддержке семьи, разумеется. Здесь нет однозначного решения, каждая из сторон в чем-то права.
Одним из самых проникновенных рассказов считаю "Печальное происшествие" - история любви и какого-то вселенского одиночества. Роман между замужней женщиной и свободным мужчиной один из участников этого союза пресек на корню, а вот последствия этого опрометчивого - как впоследствии выяснилось - шага тяжелым бременем лягут на обоих. И как знать, кому здесь легче, а кому тяжелее: тому, кто остается. тому, кто уходит...Еще одна нестандартная рефлексия от автора на тему семейных и околосемейных отношений между мужчиной и женщиной. Не со всем здесь можно согласиться - правила морали никто не отменял - но не посочувствовать героям нельзя...
Очень милый, уютный, домашний рассказ "Земля" рассказывает о родстве душ. Близкие люди - это ведь не только наши родственники. Есть много небезразличных нам людей; людей, которым мы сами небезразличны. Вот это надо в первую очередь замечать, прежде чем приниматься за бессмысленные сожаления.
Самый грустный рассказ - это, пожалуй, "Аравия". Именно так называется благотворительный базар, на котором внезапно рушатся все мечты главного героя. И вроде бы ничего страшного не случается, никто не умер, но отчего-то на душе после него так тяжело, словно ты сам стоишь там, с этим мальчиком, а базар уже закрыт, все лавки закрыты, гаснет свет...
Невероятно драматичной и напряженной показалась история из рассказа "Эвелин". Это история девушки, которая собирается убежать из дома вместе со своим молодым человеком, только легко ли порвать со своими корнями?
4/5. Рассказы абсолютно не связаны между собой, можно читать в любом порядке и даже выборочно. Атмосферные, таинственные, нетривиальные истории покажут, что даже обычная жизнь обычного человека порою полна невообразимых загадок и удивительных совпадений.
Великолепная книга, просто великолепная. Каждый рассказ гениально задуман, гениально продуман, гениально исполнен - даже если он кажется недописанным. Нет, там всё на месте, всё закончено. Разные герои, разные ситуации, но каждый рассказ исполнен великой печали.
Великий, ужасный и неподражаемый Джеймс Джойс широко известен в кругах читателей. Покоривший сердца многих (и не только сердца, сколько же павших под тяжестью другого, сами-знаете-какого, монументального его произведения), он внес ощутимый вклад в литературу. Испытывая вполне очевидный и объяснимый трепет перед писателем, я решила сделать малюсенькие шажки к своей глобальной цели (кстати, о птичках! которые в моей голове не чирикают, а с местным дублинским акцентом вопрошают когда я наконец прочту "Улисса", ага) и начать подступаться к Джойсу именно с его сборника произведений. Маленький шажок перед высочайшей лестницей, взобраться на которую сможет лишь самый стойкий, умный, избранный... так себе утешение.
Очень много неприятностей пришлось перенести "Дублинцам", прежде чем увидеть свет и оказаться на полке у читателя. Столкнувшись с беспощадной цензурой и страхом от такой откровенности, сборник рассказов легче было спрятать в самый темный угол чулана, чем согласиться представить перед общественностью. В некоторых своих интервью, Джеймс Джойс упоминал о сожженном тираже, так и не дошедшем до рук критиков. К счастью у нас есть возможность ознакомится с яркими, трогательными, поучительными, возможно кое-где безнадежными рассказами, открывающими завесу над жителями Дублина. Рассказы о детстве, юности и смертности. Об эгоизме, обмане, неудачах и неоправданных ожиданиях. Повсюду одиночество, непонимание, а крупицы надежды на лучшую жизнь топчут ногами. Карикатурны ли персонажи, утрирована ли действительность в них, судить предоставляется читателю. Сам автор считает что сказал горькую правду о стране и дал возможность ирландскому народу заглянуть в отполированное зеркало. И мне нравится как он с легкостью дарует своим рассказам плоть, помимо темы и ритма, наделяя их запахами: гниль водорослей, отходы. Благодаря этому еще легче воссоздать обстановку и полностью погрузиться в невероятную атмосферу. От себя добавила бы немного снега, имбирное пиво и морской порт.
"Дублинцы" - сборник реалистических рассказов Джойса. По повествовательной манере - смесь натурализма, реализма и символизма. В принципе реализм Джойса немного похож на чеховский (кто знаком, пожалуй, может какие-то параллели провести).
Джойс описывает бездуховность, косность, культурную отсталость через внутренний мир маленького человека. Пожалуй, те же проблемы стояли во многих странах и маленьких городках того времени. Часто герои Джойса будь то дети или взрослые люди находились между мечтой и обыденностью. Даже в рассказе "Мертвые" первая любовь несколько романтизирована, но это свойственно и каждому из нас (романтизировать свое прошлое). Пожалуй, этот рассказ мне более всего и понравился.
Рассказы Джойса действуют отрезвляюще. И порой автор заставляет нас испытывать некое ничтожество нашей жизни, как Габриелу Конрой из рассказа "Мертые". А концовки зачастую вводят в какой-то дисбаланс, как золотая монета в "Двух рыцарях" или горсть земли в рассказе "Земля".
Бытует мнение среди читателей, что рассказы Джойса - это вроде как проба пера, но по факту его рассказы цельные маленькие шедевры реализма.
Рассказы рекомендую.
Удивительная по своей атмосферности книга. 15 новелл, рассказывающих о жизни Дублина и дублинцев. И очень емкое определение, использованное самим автором, которым и следует описать эту жизнь — «паралич». «Паралич» Джойса — квинтессэнция застоя, духовного и интеллектуального регресса, вырождения мысли и чувства, ода безразличию и бесцельному существованию.
Дублин Джойса застыл в сонном мареве будничных дрязг, погряз в коррупции и лицемерном блеске успешности. У руля те, кто пуст внутри, но с туго набитым кошельком. Преобладающее душевное состояние — чувство одиночества и неустроенности, неприкаянности в этой жизни. Героев этих новелл не назовешь счастливыми, все они переживают кризисные периоды жизни, будь то взросление или переоценка ценностей. Все они стремятся хоть как-то утвердиться в этом мире, зацепиться за что-то реальное — мечту, любовь, карьеру, чтобы не потеряться окончательно в сером и унылом Дублине. Глазами маленького человека мы смотрим на этот огромный, неуютный мир.
Поражает удивительная интимность описываемого. Какие-то рассказы цепляют больше, какие-то меньше, но лично для меня самыми сильными оказались «Эвелин», «Два рыцаря», «Прискорбный случай» и заключительная повесть «Мертвые», воплотившая в себе центральные темы сборника — отсутствие понимания между людьми, ощущение невозможности выхода из приевшейся душной повседневности.
Я в восторге! Это настолько медитативное, спокойное чтение, с обращением внутрь себя и внутрь героев — словно читаешь с фонариком под одеялом. При всей "духоте" описываемого мира ощущение остается восхитительно умиротворяющее, будто чистой водой смывает все наносное и сумбурное. "Дублинцы" требуют определенного настроения, вряд ли их стоит читать в момент депрессивного настроения, но как способ отдохнуть от суеты бешеного ритма жизни, осмыслить собственный путь они подходят идеально.
он не умер, я вошел бы в маленькую комнату за лавкой и увидел бы его сидящим в кресле у камина, закутанным в пальто. Может быть, тетя прислала
может хватить мужества принять их на себя, и я нисколько не был удивлен, когда он рассказал мне, что отцы церкви написали книги толщиной с почтовые справочники, напечатанные таким же мелким
Эта греховная и потаенная любовь наполнила его отчаянием
Они с мальчишкой были большие друзья, старик многому научил его; говорят, он был очень привязан к нему. – Царство
правда. Каждый вечер, глядя в окно, я произносил про себя, тихо, слово «паралич». Оно всегда звучало странно в моих ушах, как слово «гномон» у Евклида и слово «симония» в катехизисе. Но теперь оно звучало для меня как имя какого-то порочного и злого существа. Оно вызывало во мне ужас, и в то же время я стремился приблизиться
Izohlar, 62 izohlar62