Неожиданно. Я про язык произведений. Если Иван Дмитриевич Путилин сам написал воспоминания о своей работе, то можно сказать только слово «Браво». Прекрасный слог, все логично, яркие образы. «А ведь этому его никто не учил!» (шутка, ставшая уже классикой). Отлично! Учитесь, господа! Вот что значит профессионал!
Hajm 270 sahifalar
1893 yil
Сорок лет среди грабителей и убийц
Kitob haqida
«Сорок лет среди грабителей и убийц» – это воспоминания первого начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции Ивана Дмитриевича Путилина (1830–1893), гения русского сыска, который в своё время стал человеком-легендой. Талантливого сыщика ценили все: начальство – за высокий профессионализм; простой народ – за стремление бескорыстно помочь попавшим в беду; преступный мир – за честность и исключительную даже по тем временам порядочность.
Воспоминания начальника сыскной полиции увидели свет в 1889 году, незадолго до смерти самого автора – Ивана Дмитриевича Путилина. С того времени книга несметное количество раз переиздавалась – вплоть до Великой Октябрьской революции. В это издание вошли двадцать интереснейших рассказов.
Иван Путилин — личность по истине легендарная. И дело не только в том, что он первый глава сыскной полиции Санкт-Петербурга. Путилин был из тех людей, которые оставили о себе долгую память благодаря бескорыстию и любви к Родине. В этой книге собраны рассказы и происшествия из долгого послужного списка. Одни из них произошли в самом начале его карьеры (когда сам переодевался и работал на улице), другие тогда, когда Путилин начал приобретать определенную известность, третьи - когда был увенчан славой. Конечно, с точки зрения языка, сложно назвать книгу высокохудожественной, но автору не откажешь в умении четко и ясно сформулировать мысль, несколькими словами описать состояние подозреваемого. Что меня привлекло в этой книге, помимо автобиографической составляющей, - это умение расследовать преступления и находить преступника, не имея даже части того арсенала, что имеют в своем распоряжении нынешние блюстители порядка. Честно - иногда это просто фантастика. Буквально по одной-двум деталям найти преступника!
Отличная книга, для тех кому нравится жанр мемуары. Хороший лёгкий ясный стиль повествования, умеренно подробностей. Капелька морали, в конце каждого рассказа. Чудесные и трогательные нюансы быта второй половины девятнадцатого века. В общем в сфере уголовных преступлений, в психологии преступников ничего почти не изменилось.
На обложке стоит имя автора - Иван Дмитриевич Путилин (1830 – 1893 гг.), легенда российского сыска. Начав службу с самых низов, Путилин в 1866 году становится начальником только что созданной полиции Санкт-Петербурга. Как говорят сетевые источники: "ни одно значительное дело в те годы не расследовалось без его участия или не под его руководством".
Повествование ведется от первого лица. Поэтому, не буду оригинальна, если скажу, что книга интересна тем, что позволяет, в первую очередь, узнать побольше о личности самого Иван Дмитриевича. Во-вторых, дает представление о работе сыскной полиции, в целом, и методах Путилина, в частности. В-третьих, показывает достоверные исторические реалии того времени.
Авторский слог достаточно прост, и если рассматривать это произведение с точки зрения художественных изысков, здесь их нет. Нет зрелищности и романтизма сыскной профессии. Но есть безграничная любовь автора к своему делу, фанатизм, в хорошем смысле этого слова, порядочность рассказчика и его человечность.
Я потерял и сон, и аппетит. Не могут же скрыться преступники, если их начать искать как следует? И дал я себе слово разыскать их всех до одного, чего бы мне это ни стоило.
Достоверно и наглядно показана текущая рутинная сыскная работа. Ведь очень часто, читая художественные детективы, мы забываем, что расследование это не всегда увлекательное приключение, а в первую очередь тяжелый монотонный труд.
Можно заметить некоторую однообразность рассматриваемых происшествий и расследований, но "маньячные мировые заговоры" встречаются не так часто, а реальные криминальные случаи из жизни обыденее и гораздо страшнее.
По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность, в которой было какое-то особое чутье, заставлявшее его вглядываться в то, мимо чего все проходили безучастно, соединялись в нем со сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием.
Анатолий Кони. "Из записок и воспоминаний судебного следователя"
Рассказы из практики начальника Петербургского уголовного сыска И.Д. Путилина, занимавшегося этой деятельностью со дня основания и в течение долгих лет. Написано живым языком, может быть, без художественных изысков и лишних эмоций, но и без воды и без впадения в туманные рассуждения. Читаешь - как беседуешь с человеком, много повидавшим, и занятого конкретной практической нужной работой. Написано ясно и просто, читается быстро и легко. В то же время ясно представляется картина бандитского Петербурга 19-го века, быт и характеры людей разных сословий.
Большинство преступлений кровавые, есть бессмысленные, жестокие, за пальто и сапоги, за горсть монет, а после убийства – кутить. После поимки – покаяние. Всё умещается в широкой русской душе – и кровавый замысел, и деяние, и покаяние.
Методы сыщиков – внимательность при осмотре места преступления, проникновение в психологию преступника и жертвы, умение намётанным глазом мгновенно определить, какого звания, социального положения, эмоционального состояния перед ними человек.
И сам Путилин, и его сотрудники не лишены актерского мастерства, умения внедриться в любую среду, внушить к себе доверие, разговорить человека.
Поиски преступника порой требуют в течение долгих монотонных недель и месяцев терпеливо обходить все притоны, криминальные кварталы, тёмные закоулки большого города, прислушиваться, приглядываться, вести слежку, наблюдение. И конечно, свою безопасность соблюсти, тут нужна смекалка, моментальное реагирование на ситуацию и физическая подготовка.
Запомнилась история с молодым Путилиным, когда ночью по лесной дороге он встретился с размалёванными под чертей разбойниками, его хладнокровие и самообладание, а затем упорство в их поимке. Упорство, терпение, преданность делу тоже не последнюю роль играют в работе сыщика.
Ещё запоминающиеся истории - задуманное спланированное кровавое убийство из мести пожилого жуира семейной парой или вот - спонтанное убийство священника с ограблением (просто зашёл попроведовать, вдруг мысль – а ну-ка убью и ограблю) – такие случаи с одной стороны, жизненные, а с другой – можно сказать, ошеломляют, такого не придумаешь. А женщины, женщины-то! Случаям с женщинами – убийцами просто диву даёшься.
В целом, весьма интересное и познавательное чтение.
Izoh qoldiring
От некоторых лиц, знающих Митрофанова, мне удалось выведать, что у Митрофанова есть любовница, крестьянка Ксения Петровна Михайлова,
Izohlar
15