Hajm 16 sahifalar
1944 yil
Чистый понедельник
Kitob haqida
«… Когда Федор осадил у подъезда, безжизненно приказала:
– Отпустите его…
Пораженный, – никогда не позволяла она подниматься к ней ночью, – я растерянно сказал:
– Федор, я вернусь пешком…
И мы молча потянулись вверх в лифте…»
Один из ярких и загадочных женских образов, которыми так богато творчество Бунина. Ее поступок понятен и логичен для ее характера, взбалмошного и непредсказуемого, но не для особы, которая любит светскую жизнь, выезды в театры,рестораны и т.д – такой она кажется вначале рассказа читателю – избалованная курсистка из купеческой семьи. Выразительный женский тип, который был свойственнен молодым женщинам уходящей монархической России. Она уходит в монастырь,думаю, что ей это далось очень трудно. Ее любит красивый, молодой и богатый человек и все для счастья у нее есть. Но ей все время чего-то не хватает: томление и тоска присуще ей и как всем женщинам – противоречивость в словах и поступках. Ключевой фразой рассказа, объясняющая ее уход в монастырь следующая: «Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках» – говорит она. Героиня, без имени по замыслу автора, жаждет не любви и счастливой жизни, а гармонии и целостности своего я . Религия стала для нее тем, чего она так искала. Символом новой жизни героев стал «Чистый понедельник» – первый день Великого поста, время осмысления себя, « Кто я?», « Для чего живу?» и « Прощенное воскресение» – время безвозвратно ушедшего прошлого, где герои был счастливы, но обезличены.
Рассказ «Чистый понедельник» – один из моих любимых у Бунина. В нем столько событий, мыслей, переживаний, что по силе воздействия на читателя он похож на роман, длинный, интересный, захватывающий. В рассказе описывается история человека, влюбленного в даму, к которой он регулярно заходит в гости, приносит цветы и конфеты, визиты его наполнены сладким томлением, до конца не понятно, влюблена ли дама в героя. А на улице зима, описаны чудесные пейзажи московского снежного вечера. Рассказ навевает тихую грусть от того, что мир рухнул после революции, и люди, настолько тонко чувствующие, думающие, пишущие, были лишены спокойствия и безмятежности существования.
Нежная и трогательная история любви. Читаю и боюсь сделать резкий вдох или выдох. Так и кажется, что они заметят мое присутствие и растает, как облако.
Мой любимый рассказ у Бунина. Тихая светлая грусть на душе, печаль о несбывшемся и невозвратном. И здесь же яркие картины старой Москвы, церкви, улицы и улочки, спокойная комфортная жизнь (электричество, лифты – все уже было), блеск и роскошь театров, ресторанов, радость жизни молодых красивых любящих людей…А потом – где оно, счастье?
Огромное спасибо за книгу… И.А.Бунин – великолепный автор. Его цикл «Темные аллеи» – гениальные произведения о любви, любви, приносящей огромное счастье, и в то же время это чувство у писателя глубоко трагическое…
Ты посмотри кругом, ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар - жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, - нет даже простой жалости. Жизнь скучный, зимний день в грязном кабаке, не более...
Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самою никогда и никого не любят. Есть такие - и как судить их за всю их бессердечность, лживость, мечты о сцене, о собственном автомобиле, о пикниках на яхтах, о каком-нибудь спортсмене, раздирающем свои сальные от фиксатуара волосы на прямой ряд? Кто их разгадает? Всякому свое, Чанг, и не следуют ли они сокровеннейшим велениям самой Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь, вольно ходящая вот в этих черных, огненно-панцырных волнах?
Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга: первая та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая - что жизнь мыслима лишь для сумасшедших.
Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету».
она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения, – совсем близки мы все еще не были; и все это без конца держало меня в неразрешающемся напряжении, в мучительном ожидании – и вместе с тем был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее.
Izohlar, 21 izohlar21