Hajm 400 sahifalar
2016 yil
О чём речь
Kitob haqida
Ирина Левонтина – известный ученый-лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, автор словарей и блестящих статей, популяризатор лингвистики, специалист по судебной лингвистической экспертизе. Автор книги «Русский со словарем», в 2011 году ставшей финалистом премии «Просветитель», колумнист газеты «Троицкий вариант – Наука».
«О чем речь» – продолжение «Русского со словарем». Это тоже собранье веселых и ярких эссе о жизни русского языка, об изменениях, которые происходят в нем на наших глазах. А еще, по словам автора, ее книга о том, «что язык неотделим от жизни. Настолько, что иной раз о нем и поговорить почти невозможно: пишешь про слова, а читатели яростно возражают про жизнь. Наша жизнь пропитана языком – и сама в нем растворена».
Janrlar va teglar
Об этой книге лучше, чем мое мнение, скажет цитата:
"Вот, замечу апропо, что я больше всего люблю в моей науке – эту возможность пощупать живую и теплую материю языка." – так пишет в одном из разделов книги Ирина Левонтина.
И действительно – о языке она пишет с таким теплом, с заинтересованностью. Невозможно не втянуться в квест – а почему мы говорим так, а не иначе, а откуда пришло это слово в наш лексикон… Я уже жалею, что не изучала лингвистику!
Много материала, построенного вокруг политических и социальных событий, знаковых речей, личностей – это дает ощущение близости к жизни. Причем не только о том, что происходит сегодня или в 21 веке, разбираются ситуации и из прошлого века, советской эпохи с ссылками на литературные источники, да и не только литературные. Вообще такое ощущение, что Ирина прочитала почти все, написанное на русском языке. А иногда и не только на русском.
Я впечатлена, куплю еще и ее первую книгу, которую пропустила раньше…
Книгу мне подарили. Тот (редкий) случай, когда книга и в самом деле лучший подарок.
Автор – человек с тончайшей языковой интуицией, обладает и наблюдательностью, и знаниями, и великолепным кругозором. Я влюбилась! При встречах и по телефону рассказываю и рекомендую! Всем моим коллегам,однокурсникам и лрузьям -переводчикам, русоведам, журналистам, историкам-культурологам, да и просто неравнодушным к тому, что происходит с умами в нашем обществе и в наше время.
Прекрасная книга. Буду ждать продолжения – ведь язык развивается и скоро появятся новые темы. Очень хочется вновь получить огромное удовольствие от чувства юмора автора, его способности владеть словом и увлекательно рассказывать о языке. Хочется пожелать автору ни в коем случае не откладывать пилочку для ногтей.
Странно читать отзывы. Власть тут при чем? Есть изменения в языке, особенно яркие под влиянием интернет-коммуникации. И это ценно.
Рекомендую книгу будущим филологам, которых увлекает динамика языковых изменений в сети.
Сначала набросилась и читала с наслаждением, потом пыл поутих – слишком уж в глаза бросается мизогиния авторки. И если в думе что-то не так написали, то это явно «женщины-депутаты», и о президентке надо обязательно написать «красавица» – будто это очень важная деталь.
В русском языке много возможностей представить собственные действия человека как нечто вроде природных процессов, которые человек не вполне контролирует, тем самым отчасти снимая с него ответственность. Ну, не выбрался… не собрался…
Так это приравнивание поста к диете – не оборотная ли сторона приравнивания ученой степени по теологии к ученой степени по биологии?
В практичности, конечно, нет ничего плохого, для жизни это качество очень даже полезно. Но русская культура так устроена, что все утилитарное, все связанное с расчетом и выгодой располагается в её иерархии ценностей довольно низко. Практичность - это свойство Штольца, а он, как известно, всем хорош, да только любим и жалеем мы Обломова.
для русской культуры вообще характерно, что, при чрезвычайной любви к искренности, она настороженно относится к демонстративному вербальному выражению высоких чувств.
Система ты – вы устроена так. Обращение на вы маркировано и указывает на определенное социальное соотношение между говорящими. Поэтому на ты обращаются не только к тому, с кем находятся в иных, более близких, отношениях, но и к тому, кто вообще вне социальной иерархии (Бог, Муза, душа, покойник, животное, вещь и т. д.)
Izohlar, 6 izohlar6