Hajm 160 sahifalar
1943 yil
Сомнамбулический поиск неведомого Кадата
Kitob haqida
«Трижды Рэндольфу Картеру снился этот чудесный город и трижды его вырывали из сна, когда он стоял неподвижно на высокой базальтовой террасе. Весь в золоте, дивный город сиял в лучах закатного солнца, освещавшего стены, храмы, колоннады и арочные мосты, сложенные из мрамора с прожилками, фонтаны с радужными струями посреди серебряных бассейнов на просторных площадях и в благоуханных садах; широкие улицы, тянущиеся между хрупкими деревьями, мраморными вазами с цветами и статуями из слоновой кости, что выстроились сверкающими рядами; а вверх по крутым северным склонам карабкались уступами вереницы черепичных крыш и старинные остроконечные фронтоны – вдоль узких, мощенных мшистой брусчаткой переулков…»
По моему скромному мнению, лучшее произведение Лавкрафта. Изящное смешение приключений, фантастики и фэнтези. Здесь есть уникальные, оригинальные, придуманные Говардом Филлипсом расы, непостижимые боги, удивительные, хорошо продуманные локации. В книге ни одного диалога или прямой речи, но читать настолько интересно, что просто не оторваться. Это ни на что не похоже. Это захватывающее приключение, где Картеру придется спасать и спасаться, встречать новых, интересных личностей и открывать глубины своего сознание. Это – не «Зов Ктулху». Это – в миллион раз лучше.
Говард Филлипс Лавкрафт одна из тех глыб мировой литературы, которую невозможно обойти и через которую невозможно перепрыгнуть. Либо упереться лбом и отступить, либо кряхтя, всё же перелазить. Ну или остаться где нибудь далеко за горизонтом и просто не заметить, что для мало мальски начитанного человека попросту нереально. Культовая посмертная слава прижизненного литературного неудачника из Провиденса - на зависть многим "королям бестселлеров", его влияние - огромно. Не знаю, хорошо это или плохо, но я стал перелазить через эту глыбу достаточно поздно. Когда уже был знаком с творчеством множества других авторов, жанрово близких Г.Ф. В процессе чтения Лавкрафта, невольно мысленно ставил галочки - так, вот из рассказа "Сияние из вне", явно вылупились "Томминокеры" Стивена Кинга. "Глухое дело" Батчера, явное свидетельство того, что Джим читал рассказ "Морок над Инсмутом". Ну и так далее. Лавкрафт - это даже не просто автор ужасов и странной фантастики, это если и не бездонный, то очень глубокий колодец идей, из которого следующие поколения писателей ещё долго будут черпать вёдрами.
Читая этот первый том собрания сочинений, я как бы мысленно поделил произведения на три категории.
Категория первая - фэнтези. Наиболее яркие в сборнике - рассказ "Иные боги" и повесть "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата". Настолько впечатляющие и величественные декорации, настолько монументальна мифология, настолько неописуемы и ослепительны как прекрасные создания так и богомерзкие твари и настолько ничтожно на фоне этого всего человечество, что собственно рассказываемая автором история как-то потерялась на этой сцене, среди всех нагромождений. И бедный читатель, в моём страдающем лице, ничтожный человечишка, выл и хрипел в неописуемых страданиях, словно придавленный к грешной земле бетонной плитой.
Категория вторая - странная фантастика. Я бы в первую очередь отметил рассказ "Сияние из вне" и повесть "За гранью времён". Здесь Г.Ф всё таки немного жалеет двуногого бедолагу, потратившего свои кровные рубли на его книгу. Всё перечисленное выше тоже присутствует, но в гораздо менее вредных для хрупкой психики количествах; а некие тайные и недоступные для человечества знания и любопытство не знающего покоя разума - традиционные и вполне вкусные блюда в предлагаемом читателю меню. Автор словно играет с нами в кошки/мышки - вот вот, тайна почти разгадана, герой уже практически постиг непостижимое, только руку протянуть ....... и щелчок по носу, знай своё место человечек, ошибка природы. В отличие от фэнтези, странная фантастика Лавкрафта словно придерживает плиту руками на весу и даёт читателю подышать. И не только подышать, но и насладиться ароматами цветов с неведомых планет ...... ну или задохнуться смрадом от мерзких грибов, тут уж как повезёт.
Ну и наконец, категория третья - хоррор. Роман "Случай Чарльза Декстера Варда", повесть "Сны в ведьмином доме" и рассказ "Заброшенный дом". Вот здесь я дышал полной грудью. Атмосфера неведомого и непостижимого зла, словно из самых глубоких глубин души человеческой, делала то, что и должна была делать - завораживала и пугала. Никаких тебе новомодных "кровь-кишки-распидорасило", только атмосферность, виртуозное нагнетание и страх перед тем, что невозможно постичь разумом, но что неумолимо не только убивает тебя физически, но и поглощает саму твою суть. Читательские ладошки в кровь, от бурных, исступлённых оваций.
Ну вот как-то так. Сумбурно и максимально субъективно, на уровне раздражения нервных окончаний.
Izohlar, 2 izohlar2