Hajm 331 sahifa
2014 yil
Не навреди. Истории о жизни, смерти и нейрохирургии
Kitob haqida
Совершая ошибки или сталкиваясь с чужими, мы успокаиваем себя фразами «Человеку свойственно ошибаться». Но утешают ли они того, кто стал жертвой чужой некомпетентности? И утешают ли они врача, который не смог помочь?
Нам хочется верить, что врач непогрешим на своем рабочем месте. В операционной всемогущ, никогда не устает и не чувствует себя плохо, не раздражается и не отвлекается на посторонние мысли. Но каково это на самом деле – быть нейрохирургом? Каково знать, что от твоих действий зависит не только жизнь пациента, но и его личность – способность мыслить и творить, грустить и радоваться?
Рано или поздно каждый нейрохирург неизбежно задается этими вопросами, ведь любая операция связана с огромным риском. Генри Марш, всемирно известный британский нейрохирург, раздумывал над ними на протяжении всей карьеры, и итогом его размышлений стала захватывающая, предельно откровенная и пронзительная книга, главную идею которой можно уложить в два коротких слова: «Не навреди».
Книга также выходит в альтернативном оформлении: https://www.litres.ru/book/genri-marsh/ne-navredi-istorii-o-zhizni-smerti-i-neyrohirurgii-70740079/
Невероятно рада, что решила прочитать книгу британского нейрохирурга Генри Марша. Марш не просто описывает клинические случаи – это не заинтесовало бы как специалистов, так и читателей, далеких от медицины, – но предельно искренне раскрывает перед читателем внутреннюю борьбу Марша-хирурга и Марша-просточеловека. Он ежедневно должен решать вопросы жизни и смерти. И это отнюдь не фигура речи, а повседневность любого хирурга и реаниматолога. Оперировать ли (реанимировать ли) пациента только ради того, чтобы снизить показатели внутрибольничной смертности, или дать больному умереть, если впереди – глубокая инвалидность, многолетняя кома? И каково это – регулярно подписывать пациентам смертные приговоры и при этом удерживать разумный баланс между эмпатией, состраданием, с одной стороны, и разумным цинизмом, – с другой? Увы, если врач будет рвать душу из-за каждого больного, он быстро сгорит и принесет мало пользы пациентам и себе самому. Если же его цинизм превысит некий допустимый предел, то в медицине ему тем более не место.
Особенно я зауважала автора, когда он с невероятной решимостью взялся за обсуждение сових врачебных ошибок, своего личного «кладбища». Много ли вы знаете врачей, готовых публично признаться, что некоторых пациентов они просто напросто угробили? И при этом выйти к родственникам больного и прямо заявить: «Я совершил ошибку, подайте на меня в суд!» Я, проработав в медицине не мало лет, не встречала таких. Но Генри Марш именно так и поступает! И предостерегает коллег от гордыни, самонадеянности и трусости. Признание и подробное исследование ошибок вместе с коллегами может потом уберечь от беды других врачей и особенно их пациентов.
Кроме того, книга Марша – бесценная замена учебникам по медицинской этике и деонтологии. Автор эмоционально и вдумчиво рассматривает все типы отношений, которые выстраивает врач в повседневной жизни – «врач-пациет», «врач-родственники пациента», «врач-врач». Как сказать больному, что он неизлечим? Говорить ли? Как поддержать пациента и настроить родственников на страшные перемены в их жизни. Как доверительно, но авторитетно общаться с коллегами.
Марш имеет полное право учить коллег деонтологии, поскольку сам побывал во всех ипостасях: он был родственником больного, когда его пятилетнему сыну удаляли опухоль мозга; он был пациентом, который не знал, что его ждет в будущем, когда дважды перенес отслойку сетчатки; наконец – он был и остается нейрохирургом, наставником молодых ординаторов и международным консультантом.
Не менее интересно, но и страшно, читать о том, как Марш принимал и оперировал больных в Украине в безумные 90-е. Сколько препон пришлось преодолеть, чтобы помогать украинскому коллеге, стажировать в Лондоне молодых украинских коллег. Нигде больше, признается Марш, не встречал он пациентов с такими запущенными, огромными опухолями… Невозможно не плакать, когда он описывает случай 11-летней украинки Тани, которую он оперировал в Лондоне, но умирать ей пришлось в маленьком городке, далеком от крупных больниц – засорился шунт… Марш приезжал на могилу Тани и не перестал помнить и горевать…
Преклоняюсь перед этим Человеком. И рекомендую всем, кто не боится столкнуться с разговорами о боли и смерти, но прежде всего – о жизни, конечно, его книгу
Я сама медик, проработала в медицине достаточно, чтобы понять и прочувствовать всё то, о чем пишет автор. Мощно: откровенно о страшном; сердечно: личные переживания, признание ошибок; завораживающе: описание анатомии мозга; цинично: о профессиональном выгорании медиков; жизненно: никто не застрахован от болезней ни деньгами, ни верой, ни профессией, ни возрастом… Автору сердечное спасибо за книгу и его труд, который под силу только избранным…
Главное в этой книге – фотография автора на обложке.
Так сложилось, что попалась вторая подряд книга, написанная не писателем – профи. Вернее, не попалась, а сильно задела. Почему? Кажется, понятно: открытый и сдержанно эмоциональный автор, его доверие ко мне, честность. Все как на фотографии. Немного нескладное лицо, улыбка – немного извиняющаяся, но за которой такая сила…
Потом понял, что это совсем не все. Просто посмотрите на руки. Вот эти руки со скальпелем в мозгу. И только они могут спасти…
Ответственность, о которой мне даже подумать страшно. Мы, конечно представляем эти медицинские процедуры. Но читая понимаешь, что мы просто боимся того, что если…, не дай Бог… И защита у нас одна. Это такой (дай Бог) или другой человек с такими руками. И на них мы постараемся переложить свой страх и ответственность. И нам все наше мужество нужно просто для того, чтобы вот это очевидное понять и принять. И этому (и этому тоже) мы должны учиться.
Книга очень нужная и врачам и пациентам!
Врачам: чтоб знать, что ты не один терзаем неразрешимыми проблемами. Я оперирующий врач более 20 лет и книга позволила сгладить собственные переживания, подзарядить душевные аккумуляторы. Обязательно дам книгу сыну, молодому врачу, находящемуся на перепутье выбора специальности.
Пациентам: внести прозрачность в медицинскую сферу. Не все так регламентировано и однозначно в медицине, особенно в хирургии, как порой кажется людям. Наука или ремесло с элементами везения и воли Всевышнего?
"Все зависит от Бога и немного от нас…" и «У Бог нет других рук, кроме твоих». Вся жизнь укладывается м/у этими двумя истинами.
Надеюсь , что общество после таких книг будет с большим пониманием относится к врачам, а врачи к пациентам!!!
Общество безудержного потребления и грубого материализма должно осознавать свое духовное начало…Хотя бы немного!
Книгу читаю с «перечитыванием»! Нашла материал в Интернете о самом авторе.Такую убедительную исповедь встречаю впервые.Насколько важно быть профессионалом в своем деле. Захотелось очень познакомиться с автором книги.Его опыт бесценен! Особенно в тот отрезок времени,когда «опухоль мозга» врывается в жизнь твоей семьи.Советую читать книгу всем людям. Это филосовское рассужнение о каждом из нас.
Гораздо проще сочувствовать людям, если не несёшь ответственности за то, что с ними случится.
...если кто-то из коллег просит, чтобы ты его лечил, это воспринимается одновременно и как комплимент, и как проклятие.
- Как вы себя чувствуете? - спросил я.
- Прекрасно, - ответил он, устало улыбнувшись.
- Молодец! - По моему убеждению, не только хирургов нужно поздравлять с отлично проделанной работой, но и пациентов - с тем, что они пережили операцию.
Мозг - загадка природы, которая кажется мне не менее великой, чем звезды в ночном небе и вся Вселенная вокруг нас.
– Я помню всех пациентов, которые умерли после операции, – ответил я, а после того как ушел, добавил про себя: «Лучше бы не помнил».
Izohlar, 861 izohlar861