Hajm 330 sahifalar
2000 yil
Дети Гитлера. Воспитанники Гитлерюгенда
Kitob haqida
Книга Гвидо Кноппа, известного немецкого писателя, профессора, доктора исторических наук повествует об истории и методах работы Гитлерюгенда – детской фашистской организации, призванной воспитать новую руководящую касту всемирного рейха. Автор приводит более 1000 свидетельств тех, кто был в Гитлерюгенде или пострадал от него. На основе собственных исследований и рассказов представителей «потерянного поколения» складывается всесторонняя картина общественной и политической жизни Германии времен Третьего рейха.
В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Нас обучали убивать животных, отрывать головы голубям, забивать кроликов. Это делалось для того, чтобы мы закалились. Именно эта книга дала мне самый лучший ответ на вопрос «Как так получилось, что нация Гёте и Шиллера совершила самое страшное преступление ХХ века?» Некоторые из тех, чья юность выпала на 30-е годы прошлого столетия, утверждают, что воспитание гитлерюгенд положительно на них повлияло и, более того, оставило яркие впечатления. К счастью, есть и те, кто понял, как их обманывали и хорошо усвоили этот урок.
Действительно, «отрыванию голов голубям» предшествовали приятные возможности времяпровождения: палаточная романтика, приключения, катания с парусом – всё это немецкая молодёжь до этого не могла себе позволить, а партия Гитлера воплотила мечту в реальность и предлагала своим юным членам такие возможности. Имея поддержку крупного капитала у национал-социалистов получалось прибрать к рукам детей – они могли предложить то, что было не по зубам другим молодёжным организациям. Достойная форма, престиж, песни, речёвки, командный дух – всё это гитлерюгенд. Молодёжь Гитлера – это лучшие из лучших! Всем хотелось быть смелыми и отважными, носить красивую форму. Позже, те, кто не вступил в организацию, стали изгоями общества. А спустя ещё какое-то время, членство в гитлерюгенд стало обязательным, иные возможности купировались.
Поразительно и то, как пропаганда поглощала все стороны деятельности молодёжи – дети на уроках математики решали задачки, например, каким образом один «недочеловек», например, инвалид или душевнобольной, паразитирует на остальном обществе. Дети в школах старательно заучивали, как отличить еврея от нееврея, рисуя карикатурки (их и по сей день можно увидеть в музее Истории Нюрнбергского процесса).
Ремень на шее немецкой молодёжи затягивался всё туже – приветствуй фюрера, держи руку выше от сердца к солнцу, опустишь – ты слабак! Меры наказаний за самые мелкие нарушения ужесточались – могли закрыть на несколько часов в отхожем месте. Провинившихся могли избить их же товарищи. Это всё мне напомнило дрессировку бойцовских собак:
Нас доводили до полного изнеможения, до той черты, за которой сознание выключается, страх смерти отступает, и человек начинает себя считать органичной частью системы, приказы которой он выполняет без раздумий.
Вот, наконец, мне попалась информация о наполненных евреями грузовиках, едущих в неизвестном направлении. До сих пор, из воспоминаний, например, секретарш Геббельса и Гитлера, или Лени Риффеншталь, попадался однотипный ответ: мы не знали, куда их везут. А вот и нет, все всё прекрасно знали! Но детям почему-то думалось, что добрый дядя Гитлер не в курсе, это другие подлецы - вот они преступники.
Удивительно, как нацисты планировали построить светлое будущее, уча детей агрессии и отключая критическое мышление. Вы бы хотели жить в обществе, где слабым не помогают, а наоборот, забивают до смерти? Что ждало бы такую нацию, где человечности и гуманности не нашлось места?
Эта книга даёт представление о том, что было в голове у немецкого населения, как им выключили сознание и способность рассуждать. К сожалению, рецепт проработан и действует безотказно. Я бы рекомендовала эту книгу всем как противоядие манипуляции, нужно знать, каким образом это всё происходило, чтобы не допустить повторения.
фото из Музея Нюрнбергского Трибунала
P.S. У книги отсутствует список литературы.
Очень тяжело читать. Иногда не понимаешь о чем или ком идёт речь. Тема на тему меняется без каких-то опознавательных признаков, даже оглавлений нет – лишь красная строчка. Приходится по несколько раз перечитывать абзацы, дабы понять о чем идёт речь и не всегда понимаешь и с 3его перечитывания. Материал книги может и информативен, но явно не лёгок к восприятию и пониманию. К чтению нужно заранее иметь некую информацию, дабы понимать некоторый контекст книги, который в ней не объясняется, особенно контекст в виде исторических фактов, неймтегинга и прочих терминов и фактов, которые в книги написаны будто «это и так все знают, поэтому обойдется без пояснений»
Культивируемое чувство готовности умереть за фюрера являлось в сущности наиглавнейшим в нашей жизни. Ханс-Йохен Фогель, родился в 1926
Это книга о тех, кто не выбирал Гитлера, но родился и воспитывался при нацистах. Книга о детях, которым с рождения навязали одну роль: мальчикам - воевать, девочкам - рожать.
«Женская эмансипация»— это слово, придуманное еврейским интеллектом, и содержание его тоже тоже придуманное. Адольф Гитлер, 1934
С 10 лет дети должны были вступать в “пионерию” - причём, разумеется, совершенно добровольно, но отказаться нельзя. С 14 лет - разделение на Гитлерюгенд и СГД - Союз германских девушек. Всё регламентировано, всё под контролем и всё подчинено одному:
Вы — маленькие мальчики и девочки должны заботиться об этой новой Германии. Вы должны быть ей верны. И эти воспоминания будут вам незабываемой наградой на всю вашу жизнь. Адольф Гитлер, 1932
Конечно, молодым людям нравится, когда им говорят: «Вы есть будущее. Вы будете все решать. Старики все равно исчезнут с горизонта в один прекрасный день.» Ханс-Йохен Фогель, родился в 1926
Молиться можно было только Гитлеру, читать только биографию вождя, много заниматься спортом, чтобы твоё тело было в состоянии сражаться или рожать. Петь можно только одобренные песни, танцы под зарубежную музыку приравнивались к предательству рейха.
На самом деле из них растили пушечное мясо: под конец войны на фронт отправляли даже 14-летних, которые - несмотря ни на что - не хотели умирать!
Гитлеровские солдаты-школьники были детьми, от которых изо дня в день требовали стать мужчинами. Во время перерывов между налетами они всё ещё играли, получали в качестве спецпайка сладости и сигареты, плакали во сне и звали своих матерей. Они хотели считать себя полноценными бойцами, и поэтому им приходилось умирать солдатской смертью.
Я не желаю видеть детские лица со стальными касками на голове. Детский труд — не самое лучшая вещь, но детский героизм нам и вовсе не нужен. Я не желаю это увидеть ещё раз. Дитер Хильдебранд, год рождения 1927
Эта книга наполнена цитатами, как мой отзыв о ней. Почти нет длинных рассуждений от автора, только цитаты и факты, и так ещё страшней. Во время чтения я открывала для себя совершенно новый нацизм - нацизм, который сожрал собственных детей, который не задумываясь убил их в последних боях Второй мировой, который взрастил их с извращёнными идеалами и моралью, а потом бросил в пустыне среди мёртвых вождей. Преступления нацизма неисчислимы; и это одно из самых отвратительных.
Я вернулся домой и сказал матери, что больше я в Фольксштурм не пойду. Она очень обрадовалась. Я переоделся, спрятал форму в развалинах и снова стал маленьким мальчиком».
Эту книгу читать больно и страшно по многим причинам. Ни для кого не секрет, что любой политический строй в первую очередь нацелен на обработку молодых; гораздо проще лепить угодных режиму людей, когда начинаешь делать это смолоду. Конечно, подобное манипулирование присуще не только задумке политической верхушки: стоит только обратить внимание на, скажем, развитие массовой культуры в наше время, которое всё более акцентируется на подростках. Центр тяжести смещается к ранней юности, почти к детству, и каждый пропагандист знает, почему.
Мы склонны идеализировать свое детство, если оно было счастливым. И мелочи, ни для кого ничего не значащие, становятся отдушиной во взрослой жизни, местом убегания от проблем. Сколько не убеждай и не переубеждай человека в том, что времена были те же (или хуже), он не сможет рационально взглянуть на года, овеянные флёром новизны и жажды жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие из тех, кто припоминает свое детство под железной пятой Третьего Рейха, не видит и не признает порой, сколь извращенным было их воспитание. Заправляющие этой муштрой точно знали, каких результатов нужно добиваться, и справились они на отлично. Поколения, выросшие под развевающимися флагами со свастикой, были самыми ожесточенными и преданными защитниками режима. А сколько в этом их вины? Кто бы мог объяснить им обратное, в такой-то обстановке, какая царила тогда?
Данная книга рассматривает тему осторожно, авторы по возможности пытаются отделить объективность фактов от несовершенства воспоминаний, замутненных ностальгией по детству. Люди, у которых брали интервью, нечасто могут вписать собственную картину мироздания в уже сложившуюся ныне, для них преступления нацизма - это то, что было после. А в то время, когда они росли, их идеология была единственно верной, нация - высшей, Гитлер - почти божеством. И поэтому им так сложно сопоставить и сложить эти миры вместе.
Откуда в них может проявляться чувство вины? Они были частью системы, которую выбрали те, кто был старше. Промывка мозгов была одной из приоритетнейших задач правительства, громадные денежные средства выделялись на то, чтобы обеспечить нахождению под опекой режима невыносимую в детских глазах привлекательность. Да, они играли, и очень умно, на желании ребенка принадлежать к чему-то крупному, внушительному. У них была красивая строгая униформа, вылазки в красивейшие места Германии с походами, маршировки, сборы, митинги. Ощущение значимости, ощущение себя нужным и полезным режиму, - делало из молодых умов податливый материал. Дети всегда с готовностью восхищаются чем-то, если это достаточно веско подать. Нацизм окутал их со всех сторон, изоляция страны от окружающего мира породила некий вакуум, в пределах которого любая внушаемая мысль воспринималась на "ура".
Их воспитывали бойцами, интеллектуальной подготовке было отведено лишь малое время. И это тоже немаловажный факт. Куда удобнее растить физически подготовленного беспрекословного солдата (читай - пушечное мясо), чем думающего человека. В условиях тоталитарного режима быть думающим действительно опасно.
Поэтому, начиная с самых маленьких, Рейх проповедовал свои истины - подчинение, фанатизм, преданность. Детский разум беспощадно мололся в угоду строю, и, когда пришла пора воевать, именно взращенные уже при нацистах люди становились самыми отчаянными борцами. Они настолько верили в то, что их окружало, что в 1944 и 1945 годах, когда всем давно было ясно, что Германия погибла, эти молодые люди тысячами шли фактически на самоубийство, стремясь попасть на передовую. Многими отмечено, что только их отчаянность позволила Берлину агонизировать так долго, аж до мая. Они не боялись умирать, эти мальчики 15-17 лет.
Жить для Гитлера и быть готовым к смерти ради Гитлера - этот принцип стал судьбой целого поколения.
К сожалению, умирать им пришлось во сто крат чаще, чем жить.
Как они могли понимать, что происходит, когда кругом была только одна правда, и правдой этой был нацизм? Действительно сложно писать об этом, ведь и они воевали против наших людей, они убивали наших людей, и не чувствовали за собой никакой вины.
Меня часто спрашивают о мотивах, которые нами двигали. Нынешние подростки не понимают, почему я был так глуп и принимал участие в тех событиях. Я могу только ответить: слава Богу, что вы можете сегодня спрашивать об этом. В те времена мы бы не посмели задавать такие вопросы.
И я понимаю, что нам, здесь и сейчас, никогда не уяснить произошедшее там, так и не зажившее. Нам действительно повезло, что мы можем спрашивать о чем-то.
Спокойный тон этой книги очень хорошо подходит для беспристрастного изучения влияния тоталитарного режима на неокрепшие умы. Немного статистики, немного исторических данных и свидетельства выживших. С одной стороны, очень жаль этих юношей и девушек так по-дурацки гибнувших из-за слепой веры до последних часов войны. А с другой, сколькие из них уже в 15-16 лет были преступниками и садистами, что поневоле думаешь, что может оно и к лучшему. Пропаганда страшное оружие. А начиналось все так невинно – среди уже существовавших молодежных организаций появилась еще одна с заманчивыми перспективами: походы, спорт, различные бесплатные кружки и секции, культурная жизнь, поездки по Германии. Большая часть из этого было раньше совершенно недоступно детям из бедных семей. Неудивительно, что организация довольно быстро росла. И не удивительно, что многие дожившие до наших дней вспоминают свои молодые годы в Гитлерюгенде или СГД как лучшее время своей жизни.
«Мы хотели принадлежать организации. Мы хотели иметь ясные глаза и деятельные руки. Мы хотели быть сильными и гордыми. Это был первый большой праздник в моей жизни. Я чувствовала это всем сердцем. Мне было тогда десять с половиной лет. Я знала, что отныне моя жизнь изменится»
Эта цитата очень показательна. Сразу приходит на ум пирамида Маслоу – потребность в признании, самовыражении и в принадлежности. Этого часто не хватает даже взрослым, что уж говорить о детях. Организация давала этим жаждущим сердцам то, чего они хотели, а взамен забирая их души, словно в мрачной немецкой сказке. Им многое давалось, но требовалось отдать ни много ни мало, а свою жизнь. И они отдавали. О многом заставляет задуматься эта книга. Одним из удививших меня фактов, было то, что многие выжившие сделали хорошую карьеру после войны. Жесткая постоянная конкуренция, возможность быть лидером в совсем юном возрасте, постоянные физические нагрузки сделали их идеальными бойцами не только в тоталитарном, но и капиталистическом мире. А еще меня вдохновило, что в то время была и другая молодежь. Они также получили свою дозу пропаганды, их также заманивали, а после и загоняли в организацию. А они отстаивали право жить так, как им хочется. Какими они были? Очень разными – коммунисты, члены разогнанных христианских организаций, полукриминальные хулиганы и свингующие ребята из богатеньких семей. Большая часть из них была обречена, но все же как здорово, что какой бы ни был страшный режим, как бы не пытался любой из них контролировать и зомбировать людей, стремление к свободе у части населения не так-то легко вытравить.
Izohlar, 15 izohlar15