Hajm 60 sahifalar
1979 yil
Тот самый Мюнхгаузен
Kitob haqida
Легендарный Мюнхгаузен, описанный Григорием Гориным, достаточно сильно отличается от хорошо известного нам классического литературного образа. Он фантазёр и нонконформист. Вся его жизнь – жизнь гения, устроенная так, чтобы быть не как у всех. Мюнхгаузену важно существовать в бурной и значительной деятельности. К сожалению, почти никто не может понять и принять его. Для большинства он сумасшедший, постоянно дающий повод для насмешек. Для своей семьи он обуза, сын не любит его, ведь «слава» отца отбрасывает тень и на него… Мюнхгаузен парадоксален, ведь со всеми своими небылицами и фантазиями, он оказывается самым правдивым и порядочным человеком. Готовым идти на принцип, даже себе во вред.
«Если я стану таким, как все – ты меня разлюбишь.»
«Может ли человек поднять себя за волосы?» «Может ли на голове у оленя вырасти дерево?»
На эти и на другие вопросы ответит книга «Тот самый Мюнхгаузен», несмотря на чудачества главного героя, много в ней настоящего... и реальность нам помашет крылом. Это книга, в которой юмор соседствует с печалью, то вверх, то вниз, с разбегу на карниз… я же, рифмы вам предлагаю релиз:
Вверх по верёвочной лестнице, Желая творить чудеса, Барон – всем известный Мюнхгаузен К любимой в окошко… Опля.
Считал он её самой чистою, Честнее не знал никого. А Марта… была просто женщиной Ей замуж хотелось и всё!
Смешки одолели, злословие, Что скажут соседи, друзья. Женат был несчастный Мюнхгаузен, С пелёнок женили его.
И ставит родная условие - Отречься от жизни былой… Что дальше? Читайте, аль слушайте, Ещё есть с Янковским кино.
Кто он Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен? Герой невозможного. Обыденность? Ко всем чертям! Земные законы? Он живёт по своим законам, которые, удивительно и как же так, не совпадают с общепринятыми . Играйте музыканты... Вечный романтик на сцене перед вами. Вечный романтик, живущий в каждом из нас. Эта игра так понятна и объяснима. Будь все серьёзно, будь все по взрослому - кому был бы нужен герой? Какие чувства вызвал бы? Неприязнь, отторжение, возможно, капельку понимания. Что нужно ему для подвига, для полёта на Луну? Немного денег и чувство влюбленности. Как невероятно щедр, даря нам 32 мая - лишний день, целый день. И какая разница придётся он на воскресенье или на понедельник. У него свой мир, где одним мановением руки можно изменить время, где разговоры с Шекспиром не удивительны, где к любимой женщине надо , хотя бы иногда, влезать в окошко, где ради единственной отрекаются от своего мировоззрения, отрекаются от себя... Играйте музыканты, играйте... У любви своя логика...рука об руку, по лунной дорожке, как Мастер и Маргарита - они уходят от нас. И все же, Барон...отчего так печальны Ваши глаза?..
Улыбайтесь, господа.
"Тот самый Мюнхгаузен", вы не поверите, но это "Луна и грош" Моэма. И немного "Калигула" Камю. Героев роднит не только близость с Луной. По сути, Мюнхгаузен, Стрикленд и Калигула - это один и тот же образ, описанный разными авторами. Камю демонизировал и драматизировал историю человека, шагнувшего в невозможное.
Моэм - описатель, в том смысле, что он как бы бесстрастный наблюдатель и только описывает со стороны то, что как бы его не касается. Моэм твердо стоит на ногах, а Луна - ну что Луна, она достояние почти безумцев, Мюнхгаузенов и Стриклендов. Моэм - виртуоз, так тонко описать гения, почти его не касаясь, как бы только дотрагиваясь до лунного следа - это же уметь надо. Было ли что-нибудь от Луны в самом Моэме - кто знает. (Прятал?)
Горин. А вот он добавил своему герою сказочности, вернее, он элементарно взял известного героя, который уже имеет в анамнезе то ли сказку, то ли безумие. а скорее всего - классическое плутовство, обожаемое многоуважаемыми читателями. И герой, по сути - Стрикленд, заиграл на солнце гранями романтизма и детскости. А в общем-то он тоже герой Луны, герой невозможного, того, что за пределами обыденности и земных законов. Он эти законы даже не игнорирует, их просто нет для него, вернее, он сам живет по своим законам. которые по страности не совпадают с законами общепринятыми. Другое дело, что он как бы играет в эту игру. Тут Горин попал точно в сердца читателей. Если абсолютная свобода героя Камю вызывает отторжение, неприятие и даже мерзость, герой Моэма (см.рецензии) в редких случаях - понимание, но больше желание отгородиться от такого счастья, то Мюнхгаузен Горина, да еще и с лицом Янковского - это герой настоящий, подпольно живущий практически в каждом романтике. Читатель Горина времен соцреализма и до наших дней - он играет в реальность, делает вид, что ходит на работу, делает вид, что живет на земле, а на самом деле мечтает о Луне и чтобы в мае был лишний день, потому что это май, и какая разница для календаря: днем больше, днем меньше...
Ксати о календаре. У Кржижановского, у которого Григорий Горин тиснул Мюнхгаузена, там тоже игра со временем, только день не добавляется, а возвращается. из прошлого. Надо сказать, что хоть внешне и похожи Мюнхгаузены Кржижановского и Горина, да и характеры где-то близко, и сюжетные линии схожи, но они похожи как очень дальние родственники. Старый позер и философ Кржижановского и вечный романтик, хоть немного и философ - герой Горина. Мюнхгаузену Кржижановского нужны зрители и аплодисменты, герою Горина достаточно его самого. Есть еще парочка необходимых обстоятельств существования его героя: материальная независимость (возможность вообще не думать о деньгах) и влюбленность. О материальном: когда розы превращаются в гроши, то какая там луна. "Этот сытый торговец, этот тихий семьянин - Мюнхгаузен?.." Мюнхгаузен умирает, остается поставить памятник и мифологизировать образ. Садовник Миллер не Мюнхгаузен. Но это так банально и очевидно, что даже нет смысла доказывать в суде.
О влюбленности. Вот здесь интереснее. Барону Мюнхгаузену (Г.Горина) необходимо состояние влюбленности, только тогда он летает на Луну и совершает подвиги. Но как-то так сложилась традиция в литературе, что рядом с любовью непременно ходит смерть. И либо убивает героев, либо саму любовь.
Марта. Я люблю его. Баронесса. И поэтому ушли из дома? И только поэтому? Марта. У каждого своя логика, сударыня. Вы понимаете, что можно выйти замуж не любя. Но чтобы уйти любя - вам понять не дано!
Собственно, Горин практически одной строкой описал то, на что великие классики извели тонны чернил. Тогда совершенно неестественной выглядит лунная дорожка, по которой уходят герои в пьесе Горина. В счастливую жизнь или в небытие - не суть. Здесь я больше поверю в финал фильма Захарова. Вдохновение, творчество, которым была по сути вся жизнь Мюнхгаузена - явления сугубо индивидуальные, эгоистичные - "припадок эгоизма" - назвал это Кржижановский. Марта на лунной дорожке - довольно странно. Точно так же странно, хоть и эффектно, выглядит финал "Мастера и Маргариты" Булгакова, где герои уходят в вечный покой. Это все равно, как если бы Кай вместе с Гердой уходили бы в Вечность, в царство Снежной королевы. Отречение от себя и служение гению - функция женщин, спутниц героев. не только вышеперечисленных, не только литературных. Ну и куда еще туда? Ну да ладно, все равно красиво.
Осталось сказать, что несмотря на то, что фильм Марка Захарова по пьесе Горина великолепен, выше всяких оценок, пьеса все-таки глубже. Она достаточна даже без замечательных образов актеров и без волшебной музыки Алексея Рыбникова. При желании можно обратиться к Мюнхгаузену Кржижановского, он не испортит пьесу, только добавит штрихов к портрету. Сказки Распе... да при чем здесь они вообще.
Надо же.... Надо же. Казалось бы, ЧТО можно получить от книги, которую ты, как думаешь, знаешь наизусть по шедевральной экранизации?! Взяла в руки нехотя, мысленно пожимая плечами и скептически усмехаясь. Один только довод бы в пользу книги - рекомендация хорошего человека. И что??? Взахлеб. Перескакивая со страницы на страницу, со строчки на строчку, от одного любимого фрагмента к другому... До слез пробивает, это да. Меткостью, остроумием - причем МНОГОУРОВНЕВЫМ остроумием. Да еще - ассоциациями с актерским составом, их талантливейшей игрой.... Сильно! К тому же, на мой взгляд, это из тех книг, которые должны быть настольными! Ведь правда?
Я приступала к чтению этой пьесы с абсолютно не предвзятым мнением. Конечно, имя Григория Горина всегда на слуху. Но я не была знакома с его творчеством. Совершенно. Мне не довелось раньше читать его пьесы, посещать спектакли, не смотря на то, что в репертуаре нашего харьковского театра их три, более того, даже видеть экранизации. Тем интересней и ярче было знакомство!
Юмор, ирония, глубокий жизненный и даже порой философский смысл фраз поистине тронули меня, наполнили теплом душу, подарили много минут удовольствия и размышлений. Казалось бы, довольно тривиальный сюжет - о будничной жизни знаменитого барона Мюнхгаузена, того самого, который знаком нам с самого детства и любим за его немыслимые, но от этого еще более потрясающие подвиги.
Как оказалось, барон глубоко несчастен. Супруга и сын считают его чуть ли не выжившим из ума, крючкотворы-законники ищут любой повод подловить его на лжи, а пастор отказывается устроить его брак с любимой женщиной. К тому же, общественность наотрез отказывается подчиниться неумолимой логике, законам природы и науки и признать существование 32 мая. Как быть?! Трудно романтику жить среди пессимистов и прагматиков, лишенных воображения и чувства юмора!
"Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь..."
После венчания мы с супругой уехали в свадебное путешествие: я - в Турцию, она - в Швейцарию, и три года жили там в любви и согласии.
Всякая любовь законна, если это любовь!
Любовь - это теорема, которую надо каждый день доказывать!
"Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить".
Izohlar, 15 izohlar15