И книга и рисунки (язык не поворачивается назвать «иллюстрациями», это самостоятельный визуальный мир «по мотивам») - волшебно.
Hajm 261 sahifa
2022 yil
Игра в Джарт
Kitob haqida
Книга о любви к невозможному и о подвигах под знаменем этой любви.
Как всякий хороший текст, она открывается читателю с разных сторон, в зависимости от того, какова его внутренняя потребность. Хотите – читайте бестиарий, энциклопедию загадочных существ, написанную на основе европейских и азиатских мифов. Хотите – будет вам героическое фэнтези с драками и приключениями. А если нужно, то книга о невозможной любви, которая иногда воплощается, а иногда нет. И это в любом случае будет хорошая проза, безо всяких скидок на жанр. Книга, красивая и затейливая, как литая фигурка, ложащаяся в ладонь – весомая, тёплая, непростая, глаз не оторвать и забыть невозможно.
Очень неожиданными оказались эти истории. Автор взяла мифы, сказки, легенды разных народов, сложила их в коробочку и хорошенько встряхнула. А потом полученный микс вытряхнула на доску игры в Джарт. Есть здесь и магия, и магические, волшебные существа, герои, ведьмы. И Любовь, которая может всё изменить и всё победить. Лисы и огненной Птицы мне было очень мало. Можно было и побольше о них придумать. Интересное фэнтези, но с определением "юмористическое" я бы поспорила... И большущий минус: так никто в бобра не превратился. Хотя могли, да, могли. А я ждала и верила)) И как оказалось игры Джарт нет или дед Гугл о ней не знает...
Фэнтези? Сказка? Притча? Всё сразу. И язык такой волшебный, завораживающий, затягивающий в каждую из трёх историй с головой, раскрашивающий всё в полутонах, так как нет явного и точного, когда связано с такими вещами, как предсказание, предназначение и чувства. Здесь история переплелась с мифологией и восточными сказками. Здесь Запад и Восток встретились, противоборствуя, как всегда, но и пытаясь понять что-то друг в друге. Здесь отсылки к событиям прошлого и древним сказаниям соединились воедино с оригинальными сюжетными ходами, причем и в самих главных героях.
«Аятори» - первый рассказ, написанный в восточных мотивах, сразу напомнивший волшебные сказки Персии и Турции, а там и Поднебесная промелькнула, махнув лисьим хвостом. Игра, где ниточки складываются в узор, которому нужно придумать название. Какое же название можно придумать для того узора, который сплела судьба для маленького, но гордого Кочевника? Наплел шаман чего-то. Тому, кто пережил войну и рабство, кто потерял так много. Тому, кому предначертано было найти бобра, да вот только попался он лисице. И чем же закончился тот бой? Нюсха Муу, победила ли любовь? Не расскажет. И спутница его, Птица чудесная, не расскажет.
Он не знал, как объяснить, как сказать ей, что бояться не надо. Нельзя. Что все, к чему только стоит стремиться, за что стоит бороться, лежит по ту сторону страха. Страх – оковы души, ярмо, тяжкий гнет. Страх стирает краски и всю радость жизни. Если бы он в свое время испугался угроз и побоев, то никогда бы не смог вернуться домой. Не решился бы принять из рук вздорного старца чудесную Птицу, не узнал бы, что такое любовь. Страх – первый враг, которого любому надо бы одолеть, вот и все.
Зато свой рассказ начнёт трактирщик. Да, кажется, что все три части не связаны между собой, но всё же соприкосновения есть. Прежде всего это тема любви. А также герои. Они передают друг другу словесную эстафету, от одного к другому тянется нить, от судьбы к судьбе, ведь они тоже связаны, мимолетным знакомством или общим куском жизни. «Последнее солнце» - рассказ Минотавра о том, какой путь он прошёл в этом мире. Выслушать его и понять, почему в итоге выбор такой, почему ратные подвиги, где равных ему не было, где, произнеся лишь имя его, можно было выиграть сражение, ибо повергало оно врагов в панику и неудержимый страх, променял в итоге на скромный трактир, где бывший ужас путникам сам прислуживает. Греческий миф и французское Средневековье сошлись в этой истории, где орден рыцарей сражался против неверных с помощью силы из сказания древнего. Много воды утекло с тех пор. И что же? Рыцарь в алом плаще решил вернуть на путь истинный? Назад в орден, к сражениям и славе вновь? А зачем это тому, кто познал больше? Что познал? Любовь. Бог, которого Астерий покинул снова зовёт его? Есть только одно теперь, что прозванный Гневом Бога не забудет никогда: только она и её слова. И никакой Алый не сможет заставить изменить решение. Да что там Алый, сам Гроссмейстер бы не смог. Послушайте рассказ и вспомните о ней вместе с Астерием.
- …я видела волны далеких морей и пески пустыни. Дворцы из яшмы и порфира, и хижины – ты не поверишь! – из навоза. Я видела людей с кожей черной, как ночь, и бледной, как лунный свет. Обычаи их разнятся, как и облик, и, кажется, не найти двух похожих, ведь даже рожденные близнецами отличаются и привычками, и нравом. Есть лишь одно, что является общим для всех. - Что же это? – спросил он. - Жажда крови. Черные ли, белые, или желтолицые, они не умеют жить в мире. Как думаешь, почему люди веками убивают друг друга – из ненависти, или ради любви - и не могут обойтись без войн? - Я не знаю. Я не человек, - так он тогда ей ответил.
«Дорога до мечты», теперь пусть сам Гроссмейстер предстанет перед нами. Окунёмся в его рассказ, где отсылки к Артуриане обнаружатся, где образы Рыцарей Круглого стола и Озерной девы всплывут в памяти, но здесь будет иная история. Гроссмейстер с каменным сердцем, что заморозил чувства свои ради ордена и его величия, ради побед и чести. Но что за чудо-девица встретилась на пути? Девушка-альбинос? Ведьма? Или ангел? Магия её непобедима, слова её острее любого меча. Сплошная загадка, а не девица. И многомудрый юнец, будто впитавший с вином из орденских погребов всю память и умения своих предшественников, пасует перед чувством. Что там с сердцем каменным твоим, а, Тески?
- Молчи, - буркнул Гроссмейстер, прижимая ее к себе, - Не хочу слышать ни о каких других. Девица его вдруг и сама прижалась к нему затылком, заговорила печально: - От судьбы не уйдешь. И все бы ничего, можно ведь и привыкнуть за тысячу лет, но тогда, на мгновение, я подумала вдруг, что свободна. Дело сделано, и заклятие спало, и отворять врата смерти отныне станут иные орудия, а во мне более миру нет нужды. И я могу уйти, куда хочу. Понимаешь? Куда сама захочу. - Не уйдешь, - эхом отозвался рыцарь, вдыхая ее запах, все еще немного птичий. Соколиный пух. Кровь. Гарь. Конский пот. Железо. Его любовь пахла войной. И чему тут удивляться? Война была его судьбой, и прежде давал он обеты одной войне.
Прекрасное фэнтези. Несмотря на все отсылки к разным литературным произведениям и историческим событиям, к мифам и легендам разных народов, эта история самобытна и не похожа на другие эксперименты с жанрами и переписыванием старых историй на новый лад. Нет. Тут совсем иное. Новая мудрая сказка в трёх актах, написанная изумительно красивым слогом.
Ну и, конечно, иллюстрации. Поразительно прекрасные иллюстрации Алекса Клепнёва. Это тот самый случай, когда художник уловил само настроение произведения, его ауру ощутил и понял суть игры в Джарт.
В какую литературную Игру играет автор? Начинается все с восточных сказок (причём нашего востока - бурятского эпоса), захватывает японско-китайских персонажей, переходит к греческому мифу и продвигается через всю Европу в Уэльс или даже Авалон. Хоть историю литературы по этим новеллам (притчам -?) разбирай. Сюжеты всех трёх историй переплетаются и остаются все теми же, что и в прошлых книгах: поиск любви, жизнь после потери любви и путь к любви же. Другой жанр (имхо, это не фэнтези или какая-то его философская форма), но всё та же, узнаваемая Глория Му, текст - как мелодия, даже не обдумывать хочется, а просто удерживать в памяти, убегать в него от окружающего ковидного безумия. Отвлекаешься только чтобы погуглить имя или фразу - за каждым словом зашиты факты, малоизвестные легенды, отсылки, одно зацепляется за другое - выныривать из этого чуднОго литературного измерения не хочется. Теперь буду ждать продолжения, там явно оно предполагается.
Izoh qoldiring
Izohlar
4