Интересная книга, даёт непредвзятое (в рамках необходимого, чтобы напечатали) впечатление об этом историческом моменте, равно как о действующих лицах этих событий, на мой взгляд очень объективно и правдиво.
Hajm 260 sahifalar
2007 yil
Гитлер. Последние десять дней. Рассказ очевидца. 1945
Kitob haqida
Капитан Герхард Больдт, помощник главы Генерального штаба, оставил удивительное историческое свидетельство. Он с документальной точностью передает реакции фюрера и его ближайшего окружения на важнейшие события, описывает механизм принятия решений. Автору довелось вблизи наблюдать вождя национал-социализма и первых лиц Третьего рейха в последние дни перед крушением империи. Он создал удивительно достоверный образ фюрера, чья одержимость сменилась маниакальным упрямством и нежеланием знать о том, что реально происходило вне стен его бункера.
Я мало читаю подобные книги. И с каждым разом все больше убеждаюсь, что правда у каждого своя. А может быть, нам преподносилась какая-то однобокая правда? И почему очевидец тех событий постоянно делает ударение на бесчинстве советских войск по отношению к мирному населению? Даже когда стало очевидным, что Берлин будет взят, немцы мечтали о том, чтобы первыми в город вошли американцы, а не русские. Трудно говорить о том, о чем достоверно не знаешь. Сказать и написать можно все, бумага вытерпит. В моей голове полный раздрай.
Капитан Больдт - молодой амбициозный офицер немецкой армии, к концу войны он становится помошником главы Ген.Штаба Гитлера. Соответственно последние недели войны он провел в бункере вместе с Фюрером и его ближайшим окружением. Конец апреля 1945-ого, исход войны уже очевиден, советские войска в Берлине, а Гитлер не желает подписывать капитуляцию. Он питает жалкие, ни на чем не основанные, иллюзии и срывается на каждого, кто указывает на их бессмысленность.
В качестве приложения к книги идут дневнеки Кейтеля, начальника верховного коммандования немецкой армии. В конечном итоге это он вместе с Йодлем, и Эйзенхауэр подписал капитуляцию, а после был арестован союзными войсками и повешен. Собственно, записи, которые мы читаем, были сделаны в ожидании казни в тюрьме.
Читать тяжело из-за большого количества цифр, чисел, имен, описание перемещений войск. Сухие факты. То и дело приходится лезть в интернет, чтоб уточнить кто это такой, и смотреть на карту Германии.
Но, в то же время, очень интересные факты, уникальные практически свидетельства, психологический портрет сломленного уже Гитлера в эти последние дни.
Я бы не много изменила название. То, что Гитлер был в бункере последние дни, это и так понятно и без этой книги. Половина книги написано о самом авторе, ну прям автобиография. Да и вообще автор не так уж часто был в бункере..... дальше писать не буду что бы не отбивать желание прочтения читателя. Но книга не очень то соответствует своему названию.
Книга, безусловно, интересная, читать ее стоит. Но название не совсем точно отражает содержание: автор наблюдал Гитлера незадолго до его самоубийства, так что это не совсем «последние дни». Больдт довольно много пишет о своем военном опыте, и это тоже интересно, но не все в тему. Тем не менее воспоминания Больдта написаны живо, ярко, чего не скажешь о воспоминаниях Кейтеля, которые составляют последнюю часть книги.
Izoh qoldiring
Между тем он [Гитлер] всегда находил время для мелких дел и второстепенных занятий. Государственные дела и проблемы военной стратегии, от которых порой зависели жизнь или смерть тысяч сограждан, откладывались в сторону, если вдруг возникал, например, вопрос, касающийся учреждения новой воинской медали.
Только солдат доподлинно знает, как тоскливо раненому, когда кругом идет жестокий бой, и какое облегчение он испытывает, когда товарищи подбирают его и выносят из-под обстрела в безопасное место.
И вскоре он [Гитлер] отдал, пожалуй, самый бесчеловечный из всех приказов, какие издавались в последние дни. Узнав, что русские часто преодолевают нашу оборону и заходят в тыл нашим войскам, пользуясь туннелями городского метро, Гитлер распорядился открыть шлюзы на Шпрее и затопить все туннели к югу от имперской канцелярии, в которых скрывались десятки тысяч гражданских лиц и раненых солдат. Большинство из них погибло. Но судьба этих людей его не интересовала и не трогала.
Izohlar
6