Легендарная книга. Пожалуй единственная книга, где идет повествование от первого лица, а не от историков, которые изучают время по архивам.
Hajm 940 sahifalar
2019 yil
140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина
Kitob haqida
Жизнь Вячеслава Молотова неразрывно связана с историей СССР. Он работал с Лениным, был членом Военно-революционного комитета по подготовке Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, заместителем Председателя Государственного Комитета Обороны в Великую Отечественную войну, занимал высокие посты в партии и правительстве, с 1939 года по 1956 год вел нашу внешнюю политику, встречался практически со всеми крупными деятелями XX века.
На протяжении 17 лет Феликс Чуев регулярно встречался с Вячеславом Молотовым. 140 бесед, каждая из которых длилась по 4-5 часов. То что вошло в данную книгу – не мемуары Молотова, а живой разговор. Он рассказывал, а не надиктовывал. Многие суждения было весьма непросто «вытащить», некоторые эпизоды он с первого раза не раскрывал, и приходилось возвращаться к ним через 5, 10, 15 лет…
Очень интересная книга с исторический точки зрения. Написано простым и доступным языком о сложных вещах. Сейчас многие идеи, мысли и поступки Молотова смогли уложиться у меня в голове. Спасибо автору за хорошую книгу и за огромную проделанную работу!
Это уникальная и интересная книга о Молотове, но сквозь призму его убеждений и опыта можно по-новому взглянуть на сталинскую эпоху и даже немного шире. Я постараюсь рассказать о преимуществах этой книги и о том, кому следует ее читать, а кому – нет.
Уникальность Уникальность этой книги заключается в том, что в ней собраны сотни и тысячи часов разговоров автора книги с человеком, который занимал далеко не последнее место в истории нашей страны, а если судить по названию книги, то второе. Конечно, после Сталина. На протяжении 17 лет Феликс Чуев (автор) общался с Молотовым о его жизни, жизни страны, судьбоносных решениях и важных политиках-современниках, чтобы в итоге скомпоновать, отрихтовать и структурировать материал в том виде, в каком это будет интересно читателю. И я хочу сказать, что книга действительно получилась увлекательной, но есть одно «но».
Минусы Процесс чтения периодически проявлялся как аритмия сердца, когда, захлебываясь целыми кусками книги, читатель неожиданно понимает, что началась стагнация. Я заметил это не только на своем личном опыте, другие читатели, с которыми я делил эту книгу, имели такое же мнение, вплоть до совпадения в страницах, где потухал интерес. Но хорошая новость заключается в том, что таких выпадающих кусочков очень мало, и только от вас зависит, просто пропустить их или, немного сжав зубы, преодолеть это, в страхе упустив что-то важное.
Об авторе Сам автор, будучи лоялен к Советскому Союзу, и к тому же имеющий в своей родословной репрессированного деда (от которого он получил поэтический талант), задает интересные и волнующие читателя вопросы, и даже не один раз. На протяжении разного времени Феликс Чуев возвращается к неоднозначным вопросам биографии интервьюированного и страны, в надежде «подловить» или наоборот убедиться в правдивости сказанного до этого.
Кому читать? Для кого подойдет эта книга? На мой взгляд, те, кто мало представляет, кто такой Вячеслав Молотов, не найдут этот текст интересным. Т.е. эти беседы предполагают, что у читателя уже есть какое-то знание о Молотове и истории СССР, и чтение выльется в громадное удовольствие, наполненное интересными деталями, историями и видением «из первых уст».
О Молотове Что я могу сказать о самом Молотове? Конечно, простите за не очень уместное слово в эти дни, но Вячеслав Михайлович очень неоднозначен. С одной стороны – это ярый приверженец идеи коммунизма, ленинец и сталинист, готовый за свои убеждения рисковать собственной жизнью. С другой – приверженность убеждениям он ставит выше человеческой жизни, отсюда оправдывая, например, репрессии, в том числе признаваясь, что со стороны органов часто были и ошибки. Ну и помимо всего прочего, очень часто можно заметить, что на неудобные вопросы Молотов парирует простым обесцениванием либо тех, кто имеет отличное от него мнение, либо обесцениванием самого неудобного вопроса, без какой-либо аргументации.
О современниках Несмотря на преклонный возраст, Вячеслав Михайлович помнит огромное количество историй, деталей имен, и даже на склоне лет старался быть в контексте современной ему политики, имел мнение (конечно, отрицательное) и по Хрущеву, и по Брежневу. Но в чем точно не стоит ему отказывать, так это в объективности. Все оппоненты, включая, например, Троцкого или Каменева, несмотря на различные политические взгляды, удостоились от Молотова неоднократной похвалы за свои таланты и способности. И это относится ко всем персонажам, которых обсуждают герои этой книги. Особенно Молотов ценил ораторские способности, и часто ранжировал людей именно по этому признаку.
Немного о теории А еще один из главных атрибутов оценки коллег и врагов у Вячеслава Михайловича – это знание теории марксизма-ленинизма. И если кто-то теорию знает плохо или не знает вовсе, то достойным революционером его считать не будут.
Интересное Из интересного лично для меня, хотел бы добавить, что, по мнению Молотова, Сталин в последние годы зазнался, репрессии 37 года были необходимы, чтобы выиграть войну, нет никакой доказательной базы о том, что в 30-е годы на Украине был голод, благодаря коллективизации была также выиграна война.
Критика И еще крайне любопытна одна деталь, которая, на мой взгляд, актуальна и сегодня. Молотов постоянно говорит о врагах, которые затесались в рядах партии, и от которых нужно избавиться. И эти враги только и ждут, как бы развалить большевиков изнутри. Естественно, весь остальной мир в лице империализма, был главным врагом Советского Союза. Очень интересно.
книга оказалась очень полезной. в ней собраны такие материалы, которые искать по сети было бы сущим мучением.
читается быстро, стиль повествования и простой, и занимательный.
нет ни наукообразных оборотов, ни отношения к читателю как к умственно отсталому второгоднику .
спасибо автору, коллективу издательскому за работу.
"Государственная" тема продолжается. Потому как чёй-то тревожно на душе. "Грусть-тоска", о которой было в отзыве вчерашнем, сегодня усилилась...усилилась...нет, наверное, нет так. Знаете, есть такой прикол в воцапе или вайбере, когда все пересылают друг другу какие-то прикольные штуки. На самом деле прикольные. Так вот. Может. это у нас, здесь, в Янтарном крае, чувствуется какое-то напряжение, может, где-то иначе - не ведомо мне. А сужу я об этом по количеству явно социальных, и явно не праздничных сообщениях, растущих в количестве. Что это? Почему это? Попробуем порассуждать. Попробуем.
ОФОРМЛЕНИЕ
Явная находка, явный плюс - оформление книжки. Солидно от слов "добротно", "не суетливо", "основательно". Темно-коричневый фон обложки, контрастные надписи имени автора, названия книги, - всё продуман по высшему, класс!!! Честно: приятно не просто взять книжку в руки, приятно держать, гладить, вдыхать запах типографской краски...всё, как в детстве: кайф от предвкушения. Лицо Вячеслава Михайловича в стильных очках, на 3/4 освещенного невидимым источником - достойно, очень достойно! Почти 700 страниц текста, прекрасная бумага, без суеты и случая подобранные фотографии..всё работает на текст, на прочтение, подталкивает открыть книжку и начать работать с ней. 5 баллов издателю, 5 баллов!!!
МЫСЛИ ПО ХОДУ
1. Предыдущая книжка - "Сталин" серии ЖЗЛ Святослава Рыбаса - классный, солидный фолиант в 1000 страниц, - она тоже об этом. О государстве Российском. О государственной идее. Через личность и её, личности, деяния. Масштаб личности Сталина столь велик, что место ему в нашей истории только одно: в фундаменте Российского Государства. Это - одна из опор России.
2. Молотов - это та же самая "серия". Это - "про государство" и про его, государства, фундамент. В чем его, Молотова, а в его лице ещё десятка два-три государственных деятелей 1000-летней истории Государства Российского советского периода, - в чем его значение? Какова его, Молотова, роль? Быть цементной связкой того самого фундамента нашего государства.
Что это означает конкретно?
Изучение личности, изучение государственной деятельности, изучение наследия Молотова - теоретического, концептуального, личностного, наконец. Изучение, изучение и ещё раз - изучение!
3. Какова цель изучения "молотовского наследия"? Она ясна и понятна: Иосиф Виссарионович Сталин, Вячеслав Михайлович Молотов, Никита Сергеевич Хрущев, Лаврентий Павлович Берия, Леонид Ильич Брежнев, Михаил Сергеевич Горбачев, Борис Николаевич Ельцин. Даже - Владимир Владимирович Путин ("даже" здесь означает только одно - хронологическое несоответствие заявленному временному периоду - советскому). Так вот.
Цель изучения человеческого и управленческого наследия самых крупных (а по хорошему - и второго эшелона государственных деятелей) ясна и понятна в своей лаконичной артикуляции: создание, наконец-то, русской=российской управленческой школы! Сравнимой с британской и китайской. Если те, от кого зависит политика и в этом отношении, будут достойны такой огромной задаче. Будут хотя бы равны ей. Этой задаче.
4. Государственная идея... Знаете, что поражает, читая книгу? Судя по последним десятилетиям нашей жизни, русские, как государство образующий народ, несмотря на свою 1000-летнюю историю, оказался народом, живущим одним днем. С самого главного русского, моего героя, так, к слову, до жителя Железнодорожного района города Читы - мусорной столицы России (найдите в сети материал Ильи Варламова с таким названием). Ага, а Москва таковой, разумеется, не является...Ну, да ладно. Я - о поразительном моменте книжки. 4.1. Каким днем жил русский человек в 20-30-40-50 годы - я не знаю, не думаю, что что-то изменилось в наши, последние десятилетия, не думаю. Ну так вот. Читая размышления Молотова, понимаешь, почему большевикам, коммунистам Советского Союза удалось сделать невозможное - изменить весь остальной мир. А это - задача не сиюминутная, не жизнь одним днем. Очень просто: идея и убежденность в ней. Идея - это ведь века, а убежденность - атрибут веры. Двигающей горами, континентами и миллиардами людей. Молотов - такой. Не пора ли вернуться к книжке? Пора. Завершение будет "на общую тему".
КНИЖКА И ЕЁ ГЕРОЙ
1. 97 лет жизни - не вызывает интереса почему так? Отставка и общественное забвение с 1957 года. И 30 лет "оставшейся" жизни. Ну, не мало, прямо скажем. Почему так? Знаете, чем была занята его голова при 120-рублевой пенсии? Теоретическим проблемами социализма. Каждый день. Изучение источников, размышление, запись. Каждый день. И так - 30 лет. Мозг - наш самый близкий друг и коварный враг - каждый день решал задачи, ответов на которые не существовало. Поэтому стареть ему, мозгу, не было времени. Он решал задачи. А попутно - не успевал стареть.
2. Местами, в том разделе, где ВМ говорит о проблемах и сути социализма, у меня на полях есть заметка (стр.520) в том смысле, что хватило бы у меня сил столько лет слушать одни и те же рассуждения? А ведь 17 лет! 140 бесед по 4-5 часов - это труд! А если твои взгляды достаточно расходятся со взглядами ВМ? Труд. И читать это - труд. Но - благородный, однозначно. Потому как будит мысль, Молотова не пробежишь по диагонали, а с гелевой ручечкой, да с черным стерженьком...и подчеркиваешь, и подчеркиваешь. И размышляешь. И ловишь ассоциации, и быстренько их записываешь. Потому как без этого создание, формирование Российского Искусства Управления, Российской Школы Управления как института, а не институции на балансе федерального бюджета, - без всего этого создание невозможно. Впрочем, сиюминутному народу это и не нужно. Ни самому верху, ни самому низу сиюминутного народа этого не нужно. Может быть, пока?
3. Молотов и бесхребетность. Антиподы. Совершенные, абсолютные. Бесхребетность (не отпускает тема, не отпускает!) синоним безволию. Синоним "давайте жить дружно!" Синоним "Хочу быть хорошим для всех!" Синоним "Живу и даю жить другим!" Жалко. Жалко людей, времени, ресурсов. Жалко страну. А что такое хребет по-молотовски? Преданность идее, жертвенность и целеустремленность. На вопрос автора: какое самое сильное качество Ленина? - ВМ отвечает: "Целеустремленность"! Молотов - это идея, им разделяемая, идея на века. Это почти по-китайски: горизонт планирования не менее 50-100 лет (напомню исторический случай, из воспоминаний одного царского дипломата. Начало 20 века, Пекин. Представители Британии, Франции, Германии и России продавливают договор с престарелым китайским министром иностранных дел. Кто-то из европейцев даже чуть возмущенно, не понимающе упорства и "торга" китайца: вы разбиты, а торгуетесь! Какой смысл? На что он отвечает: давайте вернемся к этому вопросу через 100 лет. Вот так). Поэтому пик могущества, пик мирового влияния русских получился именно тогда, когда сиюминутный народ перестал жить сиюминутным. Он жил почти вечным, почти вечным. Потому что его лидеры жили этой нормой, этой планкой.
4. Характер ВМ, фактура исторических событий, встречи, политика, Великая Отечественная, - всё это в книжке. Всё живо, интересно, занимательно. Собственно, книги подобного типа о подобных Личностях - Сталин, Молотов - это ведь знак избранности. Я так благодарен, друзья мои, кто читает мой бред, кто ставит лайки, так благодарен вам за внимание к темам, меня волнующим, так благодарен! Что касается знака избранности, то никакое это не преувеличение: кому сегодня нужны оплеванные и преданные анафеме KPI Сталин, Молотов, даже Хрущев, - кому? Кому сегодня нужно знание о том, как создаются Державы? Это - не для широкой публики. Собственно, широкой публике во все времена это было не интересно - такова жизнь!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Мои друзья, беру на себя обязательство написать текст для внука ВМ - Вячеслава Никонова. До конца следующей недели. Уверен - раньше напишу. А на вас хочу возложить "обязанность": дайте мне волшебный пендаль-напоминание. Хоть каждый день: написал? написал? Пожалуйста, буду очень-очень благодарен! Мне есть, что сказать, чем поделиться, что предложить. Если будет интересно, пришла мысль, сделать такое приложение к этому тексту именно в виде письма к внуку ВМ.
2. Формирование, формулирование Русской Управленческой Школы, наподобие Китайской и Британской, - нет, никто заморачиваться этим не будет. По многим-многим причинам. В том числе - время стоит на дворе такое, что из народа вечного, мы трансформировались в народец сиюминутный. А такому на хер нужны задачи на столетия?! Да и не его, народа, это дело. А элиты. Той самой, что сформировало две мусорные столицы страны: Читу и Москву. Ведь о мусоре-то никто не знал-не ведал. Он ведь, как когда-то зима в Советском Союзе, как снег на голову, внезапно! А тут - Школа! Как китайская! Как британская! Да и дата через 5 лет будет. Так что не до Школ сейчас.
3. Какое место Молотов занимает в нашей истории и судьбе сейчас? Например, лично для меня. Где он геометрически находится от меня? Слева? Справа? Надо мной? Подо мной? Спереди? Сзади? Где? Разумеется, подо мной! Не под башмаками с пыльными и не всегда чистыми подошвами. Я стою на нем. Я стою на его плечах. Я стою на камне, чье имя - Вячеслав Михайлович Молотов. Я стою на плечах Иосифа Виссарионовича Сталина. На плечах Никиты Сергеевича Хрущева. На плечах Леонида Ильича Брежнева. Михаила Сергеевича Горбачева. Бориса Николаевича Ельцина. Владимира Владимировича Путина. Я не ровня им. Мое имя в сравнении с ними - пыль, ничто. Почти ничто. И это "почти", вырывающее меня из ничтожества неизвестности, пустоты и бесполезности даже для той земли, где я имел честь родиться, - это "почти" и есть стояние на плечах этих людей. Я ровня им. Я - больше их. Как по отдельности, так и вместе взятых. Потому что они - каждый по отдельности и все вместе взятые - хотя бы фактом своего государственного лидерства сделали меня отличным от нуля, отнятым у пустоты и абсолютного ничтожества. Мой ничтожный мозг нашел пищу в том, что делали эти люди для блага моей земли. Как они это понимали и понимают. А, значит, я - величина отличная от нуля. Потому что, не зная меня, они сделали меня чуть мудрей, чуть проникновенней в вечную тайну власти и судьбы страны. А, значит, на таком ничтожном масштабе, как я, их жизнь и деятельность не были напрасны. Все они - в моем фундаменте личности. Поэтому они одновременно подо мной, как почва, как основа, они - плечи, на которых я стою, и они надо мной. Потому что не я им, а они мне дают возможность к деятельному размышлению. А, значит, к жизни.
Ибо если я мыслю, я существую.
Izoh qoldiring
В 1945 году советская часть вошла в Маньчжурию. Навстречу нашему старшему лейтенанту идет поп: – Здравия желаю, господин поручик! В православной церкви был оборудован стенд «Слава русского оружия» – портреты Суворова, Кутузова, Скобелева, Брусилова. Посредине был государь Николай Второй, но поп его отодрал и приклеил Сталина: «Теперь у вас царь – не разболтаешься! Не то что Николашка… Нам бы такого в 1917 году – черта б вы революцию сделали!»
Когда Мао Цзэдун был у Сталина, он попросил разрешения поселить 20 миллионов китайцев на советском Дальнем Востоке
«Странные вы, русские! – сказал мне знакомый немец. – Обливаете грязью Сталина, который победил самого Гитлера, и поднимаете предателей…»
Мне довелось слышать, как один из гостей пересказывал Молотову эпизод, участником которого был сам Вячеслав Михайлович. Выслушав, Молотов сказал: – Вы здесь сделали четыре ошибки. Как Екатерина Вторая. В слове «еще», где всего три буквы, она делала четыре ошибки… (Я сейчас вспомнил, как Д. Т. Шепилов рассказывал мне о резолюции Хрущева на записке одного посла. «Азнакомица».) 10.05.1977
Правда» за 30 марта 1979 года.
Izohlar
12