Hajm 370 sahifalar
1865 yil
Воспоминания кавказского офицера
Kitob haqida
Воспоминания Федора Федоровича Торнау – уникальный исторический источник, повествующий о перипетиях кавказской жизни и военных действий на Кавказе во второй половине 30-х годов XIX века. Автор под видом горца дважды перешел через Главный Кавказский хребет на Западном Кавказе, позднее попал в плен к черкесам, где и провел два года, с 1836 по 1838 гг.
Janrlar va teglar
"Воспоминания кавказского офицера" – это увлекательный роман о жизни офицера-разведчика Федора Федоровича Торнау. Уже к 26 годам он совершил три опаснейших похода в кавказские горы, мог быть много раз убит и в последнем его взяли в плен, где он провел 2 года среди горцев, познавая их язык, нравы, обычаи.
.
Торнау был верным офицером своей родины, но и относился с большим уважением к своему противнику.
.
В «Воспоминаниях кавказского офицера» описывается период с 1835 по 1838 г.г. Торнау рисует величие черкесских гор и нравы местных жителей. Когда читаешь книгу перед глазами встают картины тяжелого пути в грязи под дождем, как проваливаются лошади в нетвердую почву и опрокидывают своих наездников, как прекрасен Кавказ в солнечную погоду, лица и характеры черкесов, которые сопровождали Торнау. Будь это сухой, но сильный и мужественный старец, или молодой, гордый и красивый князь, а может стройная черкешенка с черными глазами и длинной косой.
.
Интересный факт, что с Лермрнтовым у Торнау был общий приятель в Пятигорске. Всем, кто читал «Героя нашего времени» он известен, как доктор Вернер, на самом деле его фамилия была Майер и, как писал Торнау, он «был другом всех кавказских страдальцев».
.
Я очень люблю «Героя нашего времени», но это больше романтичный образ Кавказа, где вскользь упоминаются факты из жизни гор. А Федор Федорович залез в самую сердцевину и сделал очень важные и нужные наблюдения, которые отразил в своих воспоминаниях.
.
Торнау стал для меня открытием в классической литературе 19 века.
Советую почитать, всем кто любит красивый слог, исторические романы и описание Кавказа.
P.S. без любовных драм в среде горцев не обошлось.
Это редкое произведение своей откровенностью и Силой! Кавказ нам представляется землёй людей, чья кровь проливалась не только гяурами, но и в силу распрей и существующих традиций.
История Русского героя, захватывающая дух, преданности и верности к своему долгу и в первую очередь вере в бога легко читается, невозможно оторваться!
"Воспоминания кавказского офицера" - это увлекательный роман о жизни офицера-разведчика Федора Федоровича Торнау. Уже к 26 годам он совершил три опаснейших похода в кавказские горы, мог быть много раз убит и в последнем его взяли в плен, где он провел 2 года среди горцев, познавая их язык, нравы, обычаи. . Торнау был верным офицером своей родины, но и относился с большим уважением к своему противнику. . В "Воспоминаниях кавказского офицера" описывается период с 1835 по 1838 г.г. Торнау рисует величие черкесских гор и нравы местных жителей. Когда читаешь книгу перед глазами встают картины тяжелого пути в грязи под дождем, как проваливаются лошади в нетвердую почву и опрокидывают своих наездников, как прекрасен Кавказ в солнечную погоду, лица и характеры черкесов, которые сопровождали Торнау. Будь это сухой, но сильный и мужественный старец, или молодой, гордый и красивый князь, а может стройная черкешенка с черными глазами и длинной косой. . Интересный факт, что с Лермрнтовым у Торнау был общий приятель в Пятигорске. Всем, кто читал "Героя нашего времени" он известен, как доктор Вернер, на самом деле его фамилия была Майер и, как писал Торнау, он «был другом всех кавказских страдальцев». . Я очень люблю "Героя нашего времени", но это больше романтичный образ Кавказа, где вскользь упоминаются факты из жизни гор. А Федор Федорович залез в самую сердцевину и сделал очень важные и нужные наблюдения, которые отразил в своих воспоминаниях. . Торнау стал для меня открытием в классической литературе 19 века. Советую почитать, всем кто любит красивый слог, исторические романы и описание Кавказа.
P.S. без любовных драм в среде горцев не обошлось.
Древние мудрецы не кокетничают, когда говорят: «Я знаю, что ничего не знаю». Любой, кто начинает те или иные изыскания, скоро будет вынужден с ними согласиться. Врубаясь в одну тему, ты обязательно споткнёшься о деталь или сюжет, которые потребуют дополнительного внимания. Они заведут тебя дальше, к новым белым пятнам собственных знаний, и, стремясь эти пробелы заполнить, ты увязаешь все глубже. Это как читать википедию: зашёл туда на 5 минут уточнить год взятия Казани, а через 3 часа нашёл себя за чтением биографии Чарли Чаплина. Книги по истории - именно такой фрактальный калейдоскоп.
Я начал читать про кавказскую войну 19 века с очерков видного современного исследователя этой темы Якова Гордина . Гордин практически не говорит от себя - он чаще даёт слово участникам событий, компилирует отрывки их заметок и дневников в связную историю. Часто в его работах «звучит голос» русского офицера Федора Торнау, при чем в контексте самых интересных событий. И вот я поставил себе целью найти и познакомиться с полной версией воспоминаний Ф.Ф.Торнау.
Оказалось, что он всю жизнь вёл записи, часть из которых и составила два тома "Воспоминания русского офицера" и "Воспоминания кавказского офицера", изданных издательством АИРО-ХХI в 2017 и 2019 годах соответственно. Записки Торнау охватывают почти пол-века: от участия в подавлении польского восстания в самом конце 1820х годов до службы в должности российского военного атташе в Австрии в 1850-60хх. Основной объем записок - служба на Кавказе, а самая захватывающая часть - о двух годах, проведенных в черкесском плену. В свое время главы о пленении были важным источником знаний о быте черкесов восточного Кавказа середины 19го века.
Несмотря на бурную военную карьеру, Торнау не любит войны, но избрал ее своим делом
с желанием упорствовать против существующего зла и на защиту своего родного края
так как
пока человечество не освободится от гнета жалкого невежества... одна сила способна приводить людей в рассудок
Его позиция может стать ответом для многих современных пацифистов.
Глубокое уважение Торнау к людям, в том числе и к противникам, вселяет уважение к нему самому. Достаточно сказать, что из черкесского плена Федора Федоровича выручает его кунак (друг) - ногайский князь Тембулат Карамурзин. Вообще, Торнау был мужик героический, хотя ныне почти совсем забыт. И таких как он было много в русской армии. Офицеры тех времён были цветом нации, и в мирных занятиях, таких как писательство, многие из них преуспели. Поэтому если хочется узнать о том, что происходило в нашей истории позапрошлого века «из первых уст», можно смело обращаться к их дневникам.
Фракталы продолжают открываться: из записей Торнау следует, что одной из самых скандально-правдивых книг о положении русской армии на Кавказе во времена противостояния с Шамилем являются «Проделки на Кавказе» . Книга была настолько жесткая, что практически весь тираж был изъят и уничтожен ещё в середине 19 века. Но кое-что успело осесть в частных библиотеках. Благодаря этому в советское время, когда борьба горцев с Империей подавалась как антибуржуазный классовый конфликт, «Проделки...» были переизданы. Я уже нашёл один экземпляр в продаже, так что погружение продолжается...
всего надежда на Карамурзина чувствительно поправляли мои силы. Тамбиев не показывался, но раза два присылал своих людей узнаватьменьшею
плугом и не топором, а с шашкою в руках. Он был незнатного происхождения и не принадлежал, как Тамбиев
От винограда, растущего в изобилии на этих лозах, получается очень порядочное вино, добываемое в Абхазии самым первобытным способом. Жители делают для этого яму в земле, обкладывают ее глиною и потом обжигают сколько можно, разложив в ней огонь. Вытоптав виноград ногами в этой яме, из нее вычерпывают вино, когда сок перебродил, и хранят его в глиняных кувшинах, зарытых в земле.
Направив наш путь на север по берегу моря, мы через полчаса приехали благополучно в Сочипсы к князю Облагу. Его самого не было дома, и нам не могли сказать, когда он вернется. Облагу был от Бзыба до Шахе самый значительный владелец и, подобно Гассан-бею абхазскому, ревностный мусульманин и покровитель турок, имевших в Сочипсах постоянный склад товара.
Izohlar, 9 izohlar9