Hajm 336 sahifalar
1932 yil
Маска и душа
Kitob haqida
Федор Шаляпин… Легендарный певец, покоривший своим голосом весь мир – Мариинский и Большой театры, Метрополитен-опера, театр Шаттле, Ковент-Гарден. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, пронзительным взглядом, он производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях – Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот. Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, находил всегда точные и искренние интонации для каждого слова песни, органично и достоверно держался на сцене. Поклонниками его таланта были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, актер Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI.
Книгу «Маска и душа» Ф. И. Шаляпин написал и выпустил в Париже спустя десятилетие с момента эмиграции. В ней он рассказал о том, что так долго скрывал от публики – о своей жизни в России, о людях, с которыми сводила судьба, о горькой доле изгнанника, о тоске по Родине. Найдет читатель здесь и проникновенные размышления артиста об искусстве, театре, сцене – как он готовился к концертам; о чем думал и что испытывал, исполняя арии; как реагировал на критику и отзывы о своих выступлениях.
На страницах воспоминаний Шаляпин сбрасывает сценическую маску прославленного певца и открывает душу человека, посвятившего всю жизнь искусству.
В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
5 из 5⭐
Эту книгу я то слушала, то читала с монитора. Не могла оторваться, пока не перевернула последнюю страницу.
Книга написана с таким теплым юмором, обращенным и к себе молодому, и к людям, ему встречавшимся, что повествование обаяет тебя сразу же. Особенно мне понравилось то, как Шаляпин рассказывал о том, как открывал для себя оперетту, оперу- читала и улыбалась.
Мне очень понравилось, как Шаляпин рассказал о работе над своими ролями, о том, кто ему помогал, о том, как он учился не только петь, но и разбираться в искусстве, а это давало ему понимание выбранного им пути- петь на сцене, в опере.
А как он рассказывал о людях! С уважением, с восхищением профессионализмом. И не только о знаменитых, известных всему миру, но об обычном гримёре, который знал своё дело.
Много замечательных и талантливых людей мне судьба послала на моем артистическом пути.
Мне очень понравилось, как Шаляпин писал о Мамонтове, о Кустодиеве, да о многих художниках, композиторах.
А как писал о дружбе с Горьким!
И вообще весь тон книги понравился, особенно вот эта мысль:
"Есть в искусстве такие вещи, о которых словами сказать нельзя. Я думаю, что есть такие же вещи и в религии. Вот почему и об искусстве, и о религии можно говорить много, но договорить до конца невозможно. Доходишь до какой-то черты -- я предпочитаю сказать: до какого-то забора, и хотя знаешь, что за этим забором лежат еще необъятные пространства, _ч_т_о_ есть на этих пространствах, объяснить нет возможности. Не хватает человеческих слов. Это переходит в область невыразимого чувства. Есть буквы в алфавите, и есть знаки в музыке. Все вы можете написать этими буквами, начертать этими знаками. Все слова, все ноты. Но... Есть _и_н_т_о_н_а_ц_и_я_ _в_з_д_о_х_а_ -- как написать или начертить эту интонацию? Таких букв нет."
Какое владение словом! Ведь сколько косноязычных актёров и певцов мы знаем, а здесь великолепное умение выражать свои мысли, передавать настроение и чувства! Для меня это было неожиданностью.
Очень светлая книга. Даже когда Шаляпин писал о революции. Не уложилось в голове, правда, голод, пайки и одновременно серебряные ложки Шаляпина, но это недоумение не испортило общего впечатления от книг , даже если автор где-то приукрасил действительность.
Биографию Шаляпина я знаю только в общих чертах, поэтому о достоверности рассказанного в книге ничего не могу сказать. Но и сомневаться в честности автора у меня не было повода. Книга мне очень понравилась, её хочется перечитывать, поэтому буду покупать бумажный вариант, желательно с фотографиями.
Прекрасная автобиографическая книга в которой раскрывается персона Фёдора Шаляпина, его отношение к творчеству и политике. Первые главы повествуют о становлении артиста, сына русского крестьянина, который с детства пел с мамой для души, а потом понял, что это его призвание и шаг за шагом стал покорять сцену. Раскрывается его отношение к творчеству, сцене, людям и театру. Очень интересно находиться в творческой среде великих людей 20 (а затем 21) века, восхищаться талантами автора и его друзей, знакомых. Вторая часть книги рассказывает о быте и творчестве автора в эпоху перемен - революция 1905 года, затем 1917 и последующий период становления Советской власти. Мне понравилось, что автор затронул в своей книге, не только творчество, но и так подробно рассказал о политической жизни России, о трудностях, голоде, разрухе. Как сын крестьянина, он всегда мечтал о новых свободных временах и позитивно смотрел на социалистические течения ведущие к революции, но как и многие жители того времени хлебнул горя и разочаровался, мигрировал. О чем честно рассказывает в своей книге. Данная автобиография невольно мотивирует к знакомству с упоминаемыми в ней картинами, спектаклями, аудиозаписями Шаляпина, что для меня своеобразный знак качества. Был рад так близко узнать великого артиста и его судьбу. Рекомендую Слушал аудиокнигу в исполнении Александра Клюквин, превосходное прочтение.
Данная книга, относящаяся к жанру автобиографий, не является ею в чистом виде, но при этом не становится хуже или скучнее, скорее наоборот. Автор, будучи человеком искусства и посвятивший ему всю свою жизнь, на страницах книги говорит, в первую очередь, о нём, но через призму этого и о том, кто и что его окружает. И данное обстоятельство становится главным достоинством его мемуаров и открывает для читателя известного русского оперного и камерного певца с новой, доселе незнакомой стороны. Человека - тонкого наблюдателя, влюблённого в свою работу, умеющего оценить чужой талант, быть щедрым и великодушным, не кичащимся своим положением и помнящего о своих корнях.
По содержанию мемуары разделены на три большие главы, каждая из которых посвящена значительному и важному периоду в жизни Фёдора Ивановича, где он старается быть предельно откровенным и объективным, не скрывая каких-то положительных или отрицательных сторон того времени: жизнь в царской России и становление карьеры, годы при советской власти и годы миграции.
По объёму мемуары весьма небольшие и это тот случай, когда жаль, что так. Хочется слушать и слушать: о жизни, о времени и людях, об искусстве и России. Чувствуется, что многое осталось за кадром, но основные моменты здесь представлены или хотя бы обозначены пунктиром, исходя из чего читатель вполне может составить себе представление о важных вехах в судьбе писателя и певца. При этом совершенно не чувствуется какого бы то ни было высокомерия и звёздности от человека, бывшего мировой знаменитостью. Невольно вспоминаются современные звёзды и сравнение абсолютно не в их пользу.
По ходу рассказа Федор Иванович вспоминает о многих известных современниках - соотечественниках, с которыми сводила его жизнь. Эти искренние строки зачастую полны восхищением и уважением к чужому таланту без тени злобы и зависти. Тут будут страницы о художниках, композиторах, будущих известных деятелях советской власти и писателях, но особое внимание уделено
, с которым автора связывали годы дружбы и участия. Читать это и во многом находить подтверждение собственным впечатлениям о нём - истинное удовольствие.Таким образом, эти мемуары могу уверенно и с удовольствием рекомендовать к прочтению всем, интересующимся искусством, кто ищет в биографиях свидетельство эпохи, интересного, порядочного и искреннего собеседника, могущего поделиться с тобой частью своего душевного человеческого тепла, открытости и таланта.
Мемуары Федор Иванович написал будучи в эмиграции в Париже. Начинаются они с детства, но и о том периоде автор вспоминает только то, что касается творчества. Эта книга представляет собой творческий путь великого артиста, "вокального художника".
Лицедейство Федора привлекало всегда, а приобщение к песне произошло, когда пел в церковном хоре. Юношей Шаляпин поступил хористом в уфимскую оперетту, а уже в двадцать один год был зачислен в труппу Императорского театра - предел мечтаний любого артиста.
Талант, помноженный на исключительную работоспособность, помогли Федору Ивановичу стать не просто великим певцом, но и непревзойденным артистом на все времена. Вхождение в образ требовало от актера особой наблюдательности, которую у Шаляпина было не отнять. Прежде, чем приступить к роли он изучал исторический материал, психологию отношений героев и всегда заучивал не только свой текст, но и партнеров. Для воплощения образа на сцене Шаляпину было важно все: декорации, костюмы, грим, жесты, мимика, физическое состояние и главное внутренне соответствие образу, которое он называл "психологическим гримом".
Популярность была огромной, об этом можно судить хотя бы по следующему случаю. Шаляпин согласился выступить в Киеве бесплатно перед рабочими и незадолго до концерта все улицы, подходящие к цирку, где должен был петь артист, настолько заполнились людьми, что пробраться к месту выступления было невозможно. Федору Ивановичу вместе с аккомпаниатором пришлось из гостиницы по карнизу и водосточной трубе спуститься сначала на крышу цирка, а после через окно акробатическим способом проникнуть внутрь. Именно там он впервые исполнил Дубинушку, которую подхватили все слушатели, после чего певец попал в немилость к властям.
Фактов из личной, семейной жизни в книге не будет, она исключительно о творчестве, о взаимоотношениях в театре, о знакомстве с многими известными личностями, о дружбе с Рахманиновым и Горьким. Интересными и подчас курьезными историями поделится Федор Иванович в своих воспоминаниях. Отдельные главы будут посвящены революции в России, первым годам Советской власти. Последняя часть о жизни за границей проникнута духом ностальгии по родине, но в Россию певец так и не вернется.
Не так давно прочитала мемуары Ильи Ефимовича Репина, теперь вот Федора Ивановича Шаляпина. Воистину лишний раз убеждаешься, что "талантливый человек талантлив во всем".
Однажды услышала такую историю, когда во время спектакля "Вражья сила" Шаляпин вышел к публике и не стал петь. На панические расспросы владельца оперы о причинах, он ответил: "Нынче петь не могу. Тоска" и предложил оплатить неустойку. Множество небылиц и анекдотов (про конных матросов, например) связано с его именем, поэтому соблазн выяснить, что правда, а что ложь у "первого лица был довольно велик. Когда заметила аудиокнигу в исполнении Александра Клюквина, поняла, что тандем будет удачным. Как Писатель Фёдор Иванович нисколько не разочаровал. Это умный, проницательный собеседник, который поделился не только фактами биографии, но и своими наблюдениями о самых разных людях, событиях, ощущениях.
Импонирует его отношение к творчеству, когда профессионализм не может оставаться "в рамках", а требует свободы самовыражения. Понравилась простота и непосредственность в оценке исторических событий, даже аналогии какие-то обозначились. Словом, прониклась ещё большим уважением к автору.
Для тех, кто ценит свидетельства об истории от очевидцев, может оценить мнение человека непосредственно знакомого со множеством композиторов, художников, писателей, политиков, книга бесценна. Даже небольшие "штрихи к портрету" и малоизвестные факты сделают вас богаче.
Что же до Александра Клюквина - достойнейший голос, лишь тембром не напоминающий густой высокий бас Шаляпина, в остальном - полнейшая иллюзия авторского чтения. Запись 10 часов. Читайте, вернее слушайте, непременно!
Izohlar, 16 izohlar16