Hajm 280 sahifalar
2020 yil
Оправдание Острова
Kitob haqida
Этого Острова нет ни на одной известной карте мира. Вы не прочитаете о нем ни в одном учебнике по истории. И все же он существует, а его летопись, составленная для современников и потомков известным российским писателем Евгением Водолазкиным, способна пролить свет на многие события нашей собственной истории и полностью перевернуть наше представление о времени. Ведь именно время – главный герой романа «Оправдание Острова».
Хроника этого необычного места начинается триста пятьдесят лет назад и описывает жизнь на нем с момента крещения и до современности. Летописцев у Острова много, и каждый внес вклад в общую картину, описывая исторические события, разных правителей, междоусобные войны, интриги и предательства, смертельные эпидемии, природные катаклизмы, запутанные родственные связи, судьбоносные браки и пугающие пророчества.
Существуют также загадочные комментаторы хроники – некие Парфений и Ксения, чьи родители, некогда правившие разными частями Острова, предназначили детей друг другу задолго до их рождения. Союз оказался счастливым, вот только вряд ли кто предполагал, что жизни этих двоих окажутся неподвластны времени и тесно связаны с судьбой самого Острова на протяжении последующих веков.
Если понравился «ЛАВР», то новая Книга – для вас. Книга с Большой буквы, как и положено начинаться каждой новой главе. А в «Острове» эти главы – страницы истории. Не думайте, что книга похожа на роман о жизни лекаря. Да, в «Острове» присутствует средневековье и соответствующая, языковая форма, но не только. Здесь – друге изложение, стиль и замысел. Другая «фишка». Переплетение времен, притч, аллегорий с уходом в антиутопию и обратно – вот что можно сказать вкратце. А лучше читать..
Однажды услышал, что Евгений Водолазкин – русский Умберто Эко. Понимаю, почему. И в то же время не согласен. Ведь эти два писателя – две разные, и в тоже время значимые величины в литературе. Писатели, каждый роман которых – весомый труд, поиски и открытия. Эти и похожи. И отличаются от других.
Великий роман великого мыслителя! Философа с сердцем, полным любви. Отеческой, ставящей диагноз, но дающей нам время всё понять и исправить. Время всегда было отдельным действующим лицом в романах Евгения Водолазкина. И здесь оно превратилось в бесконечность (или всё же конечно?), на которой разворачивается эпическое полотно из страстей. В метафоричном повествовании легко угадываются грани истории нашей многострадальной страны. И где бы нам взять таких Парфения и Ксению, которые спасли бы нас от нас самих. Спасибо, Евгений Германович, за глубокий и честный роман о нашей жизни.
И за надежду!
Пожалуй, не стоит хватать все подряд с именем Водолазкина на обложке. Правы те, кто проводит параллель с «Лавром». Подожду, когда автор напишет что-нибудь для фанатов « Брисбена» или хотя бы «Авиатора».
Если вы ищете здесь автора Лавра или Брисбена, вы его не найдёте. Даже и не могу сказать в таком стиле написана эта книга, но прочитала её с большим трудом, все эти фантазии о жизни острова и параллели с жизнью нашей страны – мне оказались совсем не близки. Благочестивая пара, разрушившая все несчастья Острова, особого умиления не вызывает. Эта бесконечная череда князей- президентов , борьба за престол Острова вспыхивают гражданские войны, кажется игрушечной и не трогает ни ум , ни душу. А уж тема пророчества, прошедшая красной нитью по всей книге, слишком надуманна.Только моё извечное правило не бросать на полпути, заставило меня дочитать эту книгу.
Роман написан в формате филолого- интеллигентского стёба. Но в то же время проповедует идеи христианской духовности. Для людей начитанных все аллюзии и реминисценции лежат на поверхности и так ясны и понятны. Однако, не понятно для чего и для кого это написано??? Не развлекает, не дает глубоких знаний, (местами вводит в заблуждения неискушенного читателя), –вдруг кто-то вздумает изучать историю государства по Водолазкину) Может автор предлагает вместе с ним философски отрефлекстировать историю России, народа и власти, русского мессианства, но тут лучше Достоевский заходит, там все сурьёзно.
Остров – это условная Русь, Россия , СССР-ия и снова Россия, спасаемая двумя праведниками. История от «Р» до «Р» изложенная угрюмо, тяжеловесно, иронично меня не тронула. Сам стиль автора архаичный, неживой, как древнерусский язык, читаешь вроде в гору с одышкой идешь. Еле дошла. От «Лавра» не лучшие впечатления. Последней попыткой будет «Авиатор» . Там вроде стиль иной.
Вера Вьюга,
Согласна полностью. Не роман, а набившая оскомину аллегория тридцатилетней свежести изложенная псевдоархаическим стилем для придания хоть какой-то историчности. Все те, кто увлекался многочисленными журнальными расследованиями в области российской истории 90х, легко могут распознать их в этом скучнейшем псевдофилософском нагоромождении намёков и подтекстов. Даже Солженицина и того приплетено, в соответствующей пропорции конечно. Уж если и захотелось автору пофилософствовать на тему истории и её фальсификации, и не на кухне, а вынося свои мысли на общественный форум, ему следовало бы оприраться не на газетные публикации, а на академические исследования. И для автора авторитет, и читателю больше пользы. Жаль, что после Лавра больше ничего у уважаемого автора не получается. Ну и за Лавра спасибо.
лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим – вязким, тягучим. Не таким,
всё прекрасное так или иначе истинно.
Наблюдая за нынешним развитием истории, думаю: отчего так жесток интернет? Оттого ли, что пишущие там никому не ведомы? Оттого ли, что пишут те, кто не рожден для публичных высказываний? Прежде ведь всенародно высказываться могли лишь немногие, чье слово было взвешенным, а ответственность осознанной. Я и того не понимаю, отчего жертвой их стали светлейшие князья, от которых Остров не видел ничего, кроме любви и добра? Выражу мысль, которой и сам пугаюсь: может быть, так проявлялась народная любовь к ним?
Настоящее проигрывает будущему, как реальность – фантазии. И тут бессмысленны уговоры: будущее обладает безграничными ресурсами. Это потом его можно сравнить с настоящим, только смысла в этом уже нет. Поздно.
Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу. Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.
Kitob tavsifi
Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года». Его книги переведены на многие языки.
Действие нового романа разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, а события – узнаваемы до боли. Средневековье переплетается с современностью, всеобщее – с личным, а трагизм – с гротеском. Здесь легко соседствуют светлейшие князья и председатели Острова, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Сможет ли он пройти их, когда земля начинает уходить из-под ног?..
Больше интересных фактов об этой книге читайте в ЛитРес: Журнале
Izohlar, 132 izohlar132