Hajm 300 sahifalar
2022 yil
Чагин
Kitob haqida
Евгений Водолазкин – автор романов «Лавр», «Авиатор», «Соловьёв и Ларионов», «Брисбен», «Оправдание Острова», сборников короткой прозы «Идти бестрепетно» и «Инструмент языка», лауреат премий «Большая книга», «Ясная Поляна» и «Книга года».
Исидор Чагин может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости – забывать. Всё, к чему он ни прикасается, становится для него в буквальном смысле незабываемым.
Всякий великий дар – это нарушение гармонии. Памяти необходимо забвение, слову – молчание, а вымыслу – реальность. В жизни они сплетены так же туго, как трагическое и комическое в романах Евгения Водолазкина. Не является исключением и роман «Чагин». Среди его персонажей – Генрих Шлиман и Даниель Дефо, тайные агенты, архивисты и конферансье, а также особый авторский стиль – как и всегда, один из главных героев писателя.
Одна из лучших современных книг.Водолазкин сочетает в себе таланты Маркеса,Борхеса и Умберто Эко.Шедевр слога и самобытного стиля.
Слава Богу,что великая русская дитература жива!.
Читательская аудитория Водолазкина разделилась - есть те, которым по душе "Лавр" и "Оправдание Острова", а есть те, кого прельстил "Авиатор", "Брисбен" и т.д.
"Чагин" огорошит, пожалуй, всех. Потому что это вроде и не летопись - но вполне себе житие, биография одного человека с разных ракурсов; это события современности и писаны они языком сегодняшним - но вместе с тем они (события) все в прошлом, все в памяти, если уж говорить языком романа.
Неизменным, наверное, остаётся узнаваемое спокойно-ироничное повествование писателя, обращение к его излюбленным темам и задумчивость после прочтения. При этом жаждущих интриги и неожиданной развязки читателей роман, скорее всего, огорчит. Он нетороплив, как и все книги Водолазкина. И не имеет ни начала, ни конца.
Для меня эта книга сплошное разочарование. Сначала я ее долго ждал в электронном виде (бумажные я давно не читаю). Учитывая что Водолазкин - один из моих любимых писателей, ожидания видимо были высоки. Когда купил, сразу бросился читать. Очень скоро понял, что книга совершенно "не заходит" - читать скучно. При этом я как раз люблю неторопливые романы, где действия разворачивается не быстро, но герои интересны мне. А здесь мне было не интересно. Пришлось в какой-то момент просто бросить книгу. Вернулся к ней месяца через 2-3. Дочитывал немного "живее", но того послевкусия, как от Авиатора, Лавра, Брисбена и в помине нет. Увы...
Первая часть романа – Дневник Чагина – мне безусловно понравилась. Мы сначала поверхностно знакомимся с героем, сразу видим его отстраненность от мира, а дальше начинаем все больше узнавать этого «человека в футляре». Мне очень понравился язык первой части, полный незлобной иронии: "Я приподнял матрас, под ним – панцирная сетка. Легкое разочарование: хотелось чего-то другого. Гвоздей, допустим – как и положено аскету."
Однако, этот самый юмор не дает понять – понимает ли Чагин, что происходит, или является жертвой обстоятельств.
Не понравилось обильное использование автором стилистического приема – усиливать при помощи повторений. Водолазкин использует его на протяжении всего романа, двойняшки – вообще апофеоз двойственности. Причем мне совершенно непонятно – зачем они вообще были? Как будто только лишь для того, чтобы еще раз использовать дубль, усилить Чагинское особое отношение к повторениям.
Нда, как я уже говорила выше, мне очень понравилась первая часть книги. И последняя (за исключением финальных фраз, после которых резонно возникает вопрос – «Это что?? Типа конец???»). А вот записки из дурдома и эстрадные приключения – не понравились. И для сюжета они не очень нужны (основной конфликт уже случился), и для понимания характера героя, и даже юмор в этой части романа уже не тот (например, фразочка «повышенный интерес к алкоголю» выглядит не столько изящной, сколько искусственной).
А самое главное, что меня разочаровало: я не люблю аллюзий-метафор-отсылок к мифам и притчам, не люблю, когда после прочтения книги надо искать интервью автора, чтобы понять, что же все-таки он хотел сказать. Поэтому ставлю «Чагину» всего лишь 3 балла, но продолжаю любить Водолазкина за «Авиатора».
Очень интересная книга. Автор просто прекрасен. Так мягко написано, и с любовью к этому миру . Читала запоем. Рекомендую
Сотни тысяч книг, собранных в одном месте, имеют свою энергию
восемьдесят – возраст, прямо скажем, не руферский. Да и зачем ей
что в белые ночи на западном берегу Крестовского острова можно встретить закат, а потом, перейдя на восточный берег, через полчаса встретить рассвет.
Рассказывали мне об одном старце, слушавшем, как некий человек бранит ближнего своего: и мздоимец-де он, и лжец, и сладострастник. Потеряв терпение, воззвал старец к бранившему: – Поведай мне, брате, о человеке сем что-нибудь хорошее. – Да нет в нем, – ответил тот, – ничего хорошего. Старец же, помолчав, сказал ему: – Ну, так придумай.
Просто получается как всегда: мы рождаем идеи, а они их воплощают. У нас же между идеей и воплощением – пропасть.
Izohlar, 207 izohlar207