Hajm 100 sahifalar
2023 yil
Солитариус
Kitob haqida
Каждое утро Дрозд проверяет, нет ли трещин на скульптурах в его мастерской — на пограничье реальности и её изнанки, где сохранность каждой вещи, созданной руками человека, зависит от состояния души её творца. Дрозд бережлив, воздержан, сторонится людей и хранит фотографию пропавшего отца в изоляции под кроватью. Но каждое утро он убеждается, что с ним всё ещё что-то не так. Пока однажды встреча со старой цветочницей не заводит его в глубину мира, через пустыню, туман и метель, где он должен столкнуться со своим страхом, разобраться с трещинами и спасти одного ребёнка.
Невыносимая острота мироощущения.
Или невыносимо прекрасная острота мироощущения?
"Солитариус" - это история прекрасная и острая настолько, что легко проникает в те щели и трещинки твоей улыбчивой маски о которых, как ты думал, никто не знает и никогда не узнает (ага-ага, размечталась, вот же они, все твои слабости и сумрачности).
"Солитариус" похож на долгий сине-серый мелодичный дождь, после которого вдруг прорезается золотой луч. Прорезается - и преображает все.
И я, конечно, могу еще долго изъясняться всякими зыбкостями и туманностями... но лучше попробую все-таки быть проще и конкретнее.
(Хотя, честно говоря, про "Солитариус" хочется скорее петь, чем говорить).
Эта повесть - своеобразное путешествие внутрь себя. (Так прочиталось у меня). Путешествие со множеством испытаний и приключений разной степени фантасмагоричности. Написанное настолько убедительно и точно, что полное вчувствование в происходящее - неизбежно. И придется разделить с героем, например, страшное ощущение - невозможность найти выход из какого-то неуютно-помпезного пространства. Выход, который очевидно где-то должен быть, но ускользает и прячется... причем избегает именно тебя, услужливо распахиваясь перед другими.
И я не раз по ходу чтения малодушно радовалась тому, что происходящее внутри меня не так очевидно влияет на происходящее снаружи, как это происходит в "Солитариусе".
Хотя на самом деле влияет, конечно же. Происходящее внутри каждого обязательно влияет на то, что снаружи...
В этой истории живет все - не только герои, но и их окружение. И жизнь этого всего описана в таких точных образах, что поэт во мне счастливо во все зубы лыбится.
В этой истории есть и философия, и драма, и букетик романтики, и пара щупалец хоррора. Эпизод в пустыне заставил меня поплотнее закутаться в одеялко - и одновременно страстно захотеть увидеть это все в кино, которое снял режиссер-визионер. Это получилась бы очень авангардная, но одновременно очень понятная и многим созвучная лента. Что-то, знаете, из разряда: "сидели как-то в уютной мастерской (неизвестно чьей и неизвестно где) Марк Захаров и Уэс Андерсон и решили сообразить кино на двоих".
В целом, "Солитариус" ощущается как что-то руколепное - и при этом филигранное. Уникальное.
А я такое очень люблю и очень ценю.
Пока читала эту небольшую грустно-красивую повесть, в которой мне то и дело слышались отзвуки то «Маленького принца», то «Бесконечной истории», глаза почти постоянно были на мокром месте. От созвучной горечи, от того, насколько происходящее с героем зримо, ощутимо едва ли не физически и вместе с тем на каком-то глубоком внутреннем уровне, где живут страхи, неуверенность, неустроенность, сколы, сломы и неумело спрятанные острые углы.
«Солитариус» – это классическая и вместе с тем вечно новая история о путешествии внутрь себя, о чудовищах, которых мы создаём и с которыми боремся, о пути к себе и о поиске опоры – там же, в глубинах собственной души. Потому что, как бы ни была важна поддержка, как бы ярко ни светили маяки, которые зажигают для тебя другие, путь ты должен пройти сам. Так или иначе.
Возможно, именно это ощущение замкнутости, отделённости от окружающих, даже от самых близких, было для меня здесь самым болезненным. Ощущение, что ты не имеешь права на чью-то помощь – ведь у тебя нет сил даже на то, чтобы ею воспользоваться, ответить теплом на тепло, светом на свет…
В каком-то смысле «Солитариус» – повесть об одиночестве. Ведь с самой глубокой своей болью мы всегда остаёмся один на один. А ещё – об эфемерности и неопределимости счастья. О том, что иногда чем внимательнее ты ищешь трещины в собственной душе, тем больше их становится. О пути, который никогда не заканчивается. О надежде, которая жива до тех пор, пока ты сам не решишь сдаться. О доброте и жестокости по отношению к самому себе – настоящему, прошлому и будущему.
Кроме того, это очень красивый текст, полный метких метафор. Собственно говоря, когда главное место действия – мир, в котором всё, что происходит с твоей душой, так или иначе обретает физическое воплощение, текст неизбежно становится ожерельем из метафор.
Здесь всё обретает смысл. Треснувшие глиняные скульптуры, мельтешащие огни торгового центра, из которого нет выхода, кресло-каталка, оборванная верёвка, стук трамвайных колёс… Но главное – тихая прелесть вещей, которые несут на себе отпечаток времени. Этакое японское саби – красота, проявленная в следах возраста, в потёртостях, сколах и шрамах. Ведь если время и его испытания оставили на тебе след, значит, ты был достаточно стоек, чтобы эти испытания пережить.
Мария Демидова спасибо большое!
Книга не для всех. Не каждый читатель сможет принять образный авторский слог. Не каждому дастся понимание идеи, заложенной автором. Не каждый сможет дочитать до конца.
Но если получится с ней подружиться, открытие Бездны человеческого сознания, которое вы испытаете, окупит сторицей все читательские "муки".
Книга потрясающая, во всех смыслах!
Сложно подобрать эпитеты под это Произведение. То, что "Произведение" (именно так, с большой буквы) - сомнений нет, но любое из описательных слов содержит шаблон, а здесь всё очень своё - личное и острое. Без созвучия чему-то, вне синонимов и типовых образов.
Книга мне очень понравилась, но не думаю, что вправе рекомендовать её широкой аудитории. Для меня она откровение. Для меня в ней созвучие мыслей и чувств. Для меня она прикосновение и близость миропонимания, которые изначально не могут быть одинаковыми "для всех".
В отзывах стоило бы выражать мысли более лаконично, но для этой книги стоит сделать исключение. "Как аукнется, так и откликнется" - живым за живое.
Про содержание, героев и сюжет оставлю сказать другим. Я нашёл нового автора и "Солитариус" во мне останется. Не забудется, не придётся мучительно вспоминать "о чём", увидев обложку через года.
Браво, Автор! Спасибо за такое богатое откровение!
Невыносимая острота мироощущения. Или невыносимо прекрасная острота мироощущения? "Солитариус" - это история прекрасная и острая настолько, что легко проникает в те щели и трещинки твоей улыбчивой маски о которых, как ты думал, никто не знает и никогда не узнает (ага-ага, размечталась, вот же они, все твои слабости и сумрачности). "Солитариус" похож на долгий сине-серый мелодичный дождь, после которого вдруг прорезается золотой луч. Прорезается - и преображает все. И я, конечно, могу еще долго изъясняться всякими зыбкостями и туманностями... но лучше попробую все-таки быть проще и конкретнее. (Хотя, честно говоря, про "Солитариус" хочется скорее петь, чем говорить). Эта повесть - своеобразное путешествие внутрь себя. (Так прочиталось у меня). Путешествие со множеством испытаний и приключений разной степени фантасмагоричности. Написанное настолько убедительно и точно, что полное вчувствование в происходящее - неизбежно. И придется разделить с героем, например, страшное ощущение - невозможность найти выход из какого-то неуютно-помпезного пространства. Выход, который очевидно где-то должен быть, но ускользает и прячется... причем избегает именно тебя, услужливо распахиваясь перед другими. И я не раз по ходу чтения малодушно радовалась тому, что происходящее внутри меня не так очевидно влияет на происходящее снаружи, как это происходит в "Солитариусе". Хотя на самом деле влияет, конечно же. Происходящее внутри каждого обязательно влияет на то, что снаружи... В этой истории живет все - не только герои, но и их окружение. И жизнь этого всего описана в таких точных образах, что поэт во мне счастливо во все зубы лыбится. В этой истории есть и философия, и драма, и букетик романтики, и пара щупалец хоррора. Эпизод в пустыне заставил меня поплотнее закутаться в одеялко - и одновременно страстно захотеть увидеть это все в кино, которое снял режиссер-визионер. Это получилась бы очень авангардная, но одновременно очень понятная и многим созвучная лента. Что-то, знаете, из разряда: "сидели как-то в уютной мастерской (неизвестно чьей и неизвестно где) Марк Захаров и Уэс Андерсон и решили сообразить кино на двоих". В целом, "Солитариус" ощущается как что-то руколепное - и при этом филигранное. Уникальное. А я такое очень люблю и очень ценю.
Каждое утро, каждый день сохраняй что-то, спасай – или преодолевай. И внутри, и снаружи – просто ребёнку, конечно, было проще понять это на примере заклеенной рамы, чем в общих выражениях. Ему нужна была планета, которую можно приводить в порядок – как у Маленького принца.
и пусть будут щели, чтобы их заделывали, и ошибки, чтобы их прощали. В конце концов, только про то, что было разбито и восстановлено, можно с уверенностью сказать: оно стоило того, чтобы его восстановили.
Izohlar, 5 izohlar5