Hajm 336 sahifalar
2011 yil
Движение образует форму
Kitob haqida
Книга «Движение образует форму» – своеобразное развитие трилогии «Как вылепить отфыркивание». Только теперь она не о детях, а о взрослых, о высвобождении созидательной энергии из-под спуда обыденности.
В книге Елена Макарова строит выставки, поет вместе с певицей на сеансе вокалотерапии, вспоминает события в терезинском лагере, пишет письма ученицам-мамам и их детям и просто наблюдает. Для нее сама жизнь – неиссякаемый материал для творчества, а уголь, краски или глина – инструменты, с помощью которых можно проникнуть в тайну бытия.
Для меня читать эту книгу как кататься на карусели– если слишком много сразу, то может закружиться голова. Вот и читаешь «кусочками», словно летишь то вверх, то вниз – то вместе с автором размышляешь о чешском концлагере и готовишь выставку, то читаешь чье-то письмо-отзыв о занятиях по арт-терапии. Такой непрерывный поток созидания и какой-то непомерный сгусток жизненной философии в нем – почти на каждой странице кто-то рисует, поет, лепит, клеит и вот уже сама не замечаешь, как покупаешь уголь в магазине для художников и уже сидишь и делаешь линии-линии-линии, как на карусели-вверх-вниз.
Потом идешь в гугл и находишь, что прямо сейчас в Солнцево идет выставка про Фридл, и все что в книге, становится реальным и настоящим. И действительно, обретает форму. Очень вдохновляющая, мотивируюшая книга. Еще не поздно взять и начать творить, рисовать. Никогда не поздно!
Это очень необычная и прекрасная книга! Ты как будто попадаешь в жизнь другого человека – изнутри. Жизнь – яркую, насыщенную, необычную,правдивую и творческую – через край! – жизнь Елены Григорьевны Макаровой.
И потом, через эту жизнь – в другое время – страшное время войны, где чешский город Терезин стал городом-тюрьмой для тысяч людей. И среди них были дети…много детей, которые чувствовали весь ужас происходящего, но не могли его себе обьяснить, которые – как все дети – играли, рисовали, мечтали и продолжали верить в чудо. Сохранились их потрясающие рисунки. Кто же их сохранил? Кто играл, рисовал, ставил пьесы вместе с ними и для них – невзирая на кошмарную реальность? Так мы узнаём о Фридл Дикер-Брайенс, о Петере Кине – талантливейших художниках, продливших детям детство… И о том, что творчество – целительно- оно заживляет, одухотворяет, совершает невозможные чудеса – которые можем совершить и мы сейчас – для себя, для своих детей – просто взяв в руки кисточки и краски, пластилин и глину, или даже старую газету, бумажную салфетку!
Это самая лучшая книга в моей жизни! К своим тридцати годам я перечитала их немало, но только над этой я смеялась и плакала – одновременно, после неё мир поменялся для меня – как будто пыльное окно хорошенько вымыли – теперь я вижу ярче…
«Время — единственное богатство, которое находится в нашем распоряжении. Мы не только узурпируем собственное время, но и подчиняем своей воле время детей. Мы слишком рано отрываем их от «бытия», и они очень быстро погружаются в «небытие».
В этом, а вовсе не в том, что в школе многим отбили желание рисовать, я вижу причину временной творческой несостоятельности взрослых. Если бы их не дергали в детстве (по разным и вполне уважительным поводам), в них бы выработалось противоядие и от плохой учительницы рисования, и от глупых советов.»
Izohlar, 2 izohlar2