Об этой книге хочется кричать на каждом углу, нелепо размахивая руками от переизбытка эмоций. Как кричат о чём-то очень важном. Об этой книге хочется негромко и неспешно рассказывать, устроившись в уютном кресле у камина. Как рассказывают о чём-то очень личном. Потому что «Основы человечности» действительно стали для меня чем-то очень личным. И важным. Не потому ли мне так трудно подобрать слова, чтобы о них рассказать?
Честно говоря, велик соблазн ограничиться простым и абсолютно честным: читайте эту книжку, она классная! :) И никакого риска наговорить ерунды или что-нибудь заспойлерить. Потому что спойлерить здесь очень даже есть что. Или можно без всяких спойлеров сказать о том, что я ревела над финалом. Все три раза, которые читала. И да, я уже успела прочитать эту историю три раза и с полной уверенностью могу заявить, что при перечитывании она не только не блекнет, но, наоборот, начинает играть новыми красками – потому что теперь-то тебе понятно… теперь-то ты знаешь… много чего знаешь, одним словом.
Вообще я очень люблю книги, которые по-новому раскрываются при втором прочтении, а «Основы человечности» как будто созданы для того, чтобы читать их как минимум дважды. Не случайно же финал перекидывает изящный мостик между двумя временными линиями и настойчиво предлагает пройти по нему, чтобы прочесть уже немножко другую историю, в которой случайные детали и мимоходом брошенные фразы будут высверкивать новыми яркими вспышками, а знакомые уже персонажи, их поступки и реакции предстанут немного иными, окажутся ещё более близкими и понятными. В результате получается этакая книга-уроборос с точно выверенной композицией и очень красивым эмоциональным узором.
Что касается жанра, «Основы человечности» – это городское фэнтези, с магами, оборотнями, призраками и ещё кое-какими сверхъестественными существами, и вместе с тем – социально-психологическая драма о детях и родителях, об учениках и учителях, о дружбе и доверии, об ошибках и уроках. О боли и страхе. О бескорыстно протянутой руке и о спасении утопающих, которое не всегда дело рук самих утопающих. Причём лично мне особенно нравится то, что все главные герои (а их здесь трое) в разные моменты и при разных обстоятельствах успевают побыть и утопающими, и спасателями. В первую очередь друг для друга.
Кстати о главных героях. Знакомьтесь:
Вот Ксюха, обычная пятнадцатилетняя школьница, которая живёт обычной жизнью в обычном приволжском городе – до тех пор, пока не встречает на набережной странного хромоногого парня в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И после этой встречи знакомый и привычный ей мир даёт трещину.
Вот Тимур (Игоревич), обычный школьный учитель, чей мир тоже в своё время дал трещину. Правда, это было давно, и трещина успела подзатянуться. Наверное. Может быть.
А вот Людвиг. Хромоногий парень в косухе, рваных джинсах и кедах не по погоде. И его мир когда-то тоже дал трещину. А потом – ещё одну. Когда он совершил нечто такое, что пустило его дальнейшую жизнь под откос.
У каждого из этих троих – свои заботы и проблемы, и этими проблемами как-то очень быстро проникаешься. Как и самими героями. И теми, кто их окружает. Потому что здесь даже эпизодические персонажи живые и яркие – не маски, не функции, а полноценные характеры, со своими достоинствами, недостатками, привычками и заблуждениями. Впрочем, иначе и быть не могло, ведь «Основы человечности» – в первую очередь книга о людях, о сложных отношениях между ними. О том, как они ломают друг друга и как – порой совершенно неожиданно – друг друга спасают.
Здесь даже магия – в значительной степени символ, метафора, способ подчеркнуть и более наглядно показать какие-то вполне обычные, ничуть не магические явления. Собственническое отношение родителя к ребёнку. Страх. Эмпатию. Талант. Конфликт желаний и возможностей. Соотношение целей и средств.
Но несмотря на то, что «Основы человечности» – роман скорее психологический, чем приключенческий (лично мне нравится называть его «психотерапевтическим янг-эдалтом», что бы это ни значило)), динамика в нём такая, что с трудом успеваешь переводить дыхание. Здесь не так уж много того, что можно назвать «движухой», внутреннее действие отчётливо преобладает над внешним, но даже в мирных разговорах у камина эмоций и напряжения ничуть не меньше, чем могло бы быть в драках, погонях или взрывах. Что уж говорить о разговорах не мирных – тех, в которых межличностные конфликты, непонимание и манипуляции рвут душу на части…
В «Основах человечности» немало довольно болезненных эпизодов, от которых становится почти физически некомфортно, и тем не менее это невероятно уютная книга. Отчасти благодаря тому обаянию, которое присуще, кажется, всем Катриониным текстам. Отчасти благодаря главным героям и их отношениям, в которых очень много тепла, заботы и нежности при полном отсутствии романтики. Отчасти благодаря атмосфере и характеру Дома, в котором ведутся важные разговоры (и который я совершенно напрасно не записала в число главных героев). И, разумеется, благодаря тому, что к большинству нанесённых читателю душевных ран своевременно прикладывается достаточное количество метафорического подорожника.
Эта книга и сама сродни подорожнику. А может – зелёнке, которая, прижигая рану, причиняет боль, но в конце концов приносит облегчение. И ощущение, что самое страшное позади и всё непременно будет хорошо.
Ведь даже если ты не оправдываешь ожиданий и не вписываешься в рамки, в которых тебя хотят видеть, найдётся кто-то, кто тебя примет и поймёт – с первого слова, а то и вовсе без слов.
Даже если ты наломал дров, потерял самых близких людей, оказался в безвыходной ситуации, а единственный, кого ты теперь можешь назвать другом, – монстр, питающийся кошмарами, – найдётся кто-то, кто поверит тебе, вопреки здравому смыслу, и протянет руку помощи, и отдаст последнюю котлету.
И даже если ты самый обычный человек, не гений, не герой, не находчивый плут, не стойкий оловянный солдатик, если ты то и дело паникуешь и косячишь, совершаешь импульсивные глупости и не слишком понимаешь, как жить эту жизнь, найдётся кто-то, кто подхватит тебя в падении – не потому, что ты как-то особенно важен для мира, а потому, что в мире существует доброта. И человечность.
Ведь в конечном итоге, в полном соответствии с названием, эта книга – именно о человечности. О праве на любовь, поддержку и защиту. О праве на спасение – даже для того, кто совершил нечто непоправимое.
Izohlar
21