Не очень увлекательное, суховатое и сильно пересыпанное цифирью, но внятное и тщательное, с широким охватом исследование финансовой, денежной и банковской систем Российской империи (на примере четырех различных окраин – Польши, Финляндии, Закавказья и Туркестана). Автор затрагивает множество разных тем – от сборов налогов до влияния национализма на экономическое развитие, да и вообще книга полезная для понимания истории империи.
Hajm 585 sahifalar
2006 yil
Финансы империи: Деньги и власть в политике России на национальных окраинах. 1801–1917
Kitob haqida
Книга петербургского историка Екатерины Правиловой – яркий и интересный анализ развития финансовых отношений центра и окраин Российской империи XIX – начала XX века. Как функционировало финансовое хозяйство многонационального государства? Как правительство решало проблемы распределения денег между окраинами? На каких основах строилась система налогообложения? Как и когда рубль стал имперской денежной единицей? Ответы на эти и другие вопросы истории имперской экономики и политики представлены на страницах настоящей книги.
В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Основной вопрос, которым задается адъюнкт-профессор Принстонского университета Екатерина Правилова - была ли имперскость России тормозом для ее развития или же катализатором? Книга изучает финансы окраин подробно, но неглубоко - суть книги не в том, как работали налоговые и бюджетные системы различных имперских территорий, а какую они в целом составляли картину: как центр и окраины перетягивали друг у друга права и прерогативы, как в финансы вмешивалась колониальная политика и необходимость унификации.
Правилова ограничивает себя географически - она рассматривает не все окраины империи, но выборочно: Польшу, Финляндию, Закавказье и Туркестан, каждый из регионов представляет собой отдельный, уникальный вид финансовых отношений с центром. Также ее исследование касается не всех финансов, но только государственных - муниципальных и частных она не касается.
Автора интересует в первую очередь взаимоотношения центра с окраинами и порядок выстраивания дотаций и поступлений, механизмы, которые центр вводил для решения проблем, так что рассматривается не только взгляд из Петербурга, но и мнение властей на местах - как имперской администрации, так и локальной элиты. Отдельно изучены монетная и банковская системы империи (на примере Польши и Финляндии) и проблемы внедрения рубля и унификации денежного регулирования.
Радует, что Правилова проводит обширные сравнения российских финансов с европейскими - Великобритании, Франции, Австро-Венгрии, Пруссии, рассматривая сходства и различия как проблем, так и их решения; отношения России с Польшей она часто сравнивает с положением Ирландии в составе Великобритании.
Читать это иногда довольно трудно из-за обилия цифири, да и не сказать, чтоб Правилова была из тех авторов, что могут сложные темы описывать легко и интересно: постоянно оставаться сфокусированным на тексте задача не из легких, так что книга явно для особо интересующихся темой, хотя и крайне нужная для понимания того, чем и как вообще империя жила.
Что касается заданного в начале вопроса, то в общем-то Правилова не дает на него конкретного ответа: она скорее склоняется к тому, что затраты на окраины препятствовали сосредоточению необходимых для самой России финансов, а экономический потенциал колоний не реализовывался из-за недостатков имперской системы. Но, во-первых, трудно точно оценить объем бюджетных трат на окраины и получаемая от них прибыль - разные способы подсчета приводят к разным цифрам (этой увлекательной забавой любили заниматься депутаты Думы). Во-вторых, страна была готова платить любу цену за не поддающиеся оценке понятия вроде престижа и статуса империи, несущей свет цивилизации отсталым народам.
Izoh qoldiring
Izohlar
2