Hajm 373 sahifalar
2003 yil
Крадущиеся на глубине. Боевые действия английских подводников во Второй мировой войне. 1940–1945 гг.
Kitob haqida
В книге Эдварда Янга, морского офицера-подводника, рассказывается о боевых действиях британских субмарин во Второй мировой войне. Янг прошел сложный путь от новичка до одного из лучших и опытных капитанов Королевских ВМФ. Он служил на Дальнем Востоке, Красном море, на Крайнем Севере и в Средиземноморье, а три последних года командовал субмариной «Шторм». Вы узнаете о боевых патрулях и участии подводных лодок в спецоперациях, о героизме, победах и поражениях моряков-подводников.
Janrlar va teglar
Книга начинается со следующего высказывания автора: "Несмотря на наличие некоторых неудобств, я считаю, что во время войны значительно лучше находиться на субмарине, чем укрываться в грязном окопе от летящих со всех сторон снарядов, или в разгар жестокого боя глохнуть в железной утробе танка, или каждую ночь вылетать на бомбёжки, или сутками не вылезать из машинного отделения большого надводного корабля". Ну и я, мысленно не согласившись с мнением товарища Янга, начал знакомство с воспоминаниями британского подводника.
Что можно сказать? Вышеуказанные строки подтверждаются потому, что автор родился под счастливой звездой. Во-первых, Эдвард Янг стал единственным в британском флоте командиром подводной лодки, который вышел из добровольческого резерва (!). Во-вторых, автор прошёл всю войну практически без единой царапины и жил долго и, думается, счастливо до 89 лет, проработав в издательском бизнесе и написав четыре книги. Наибольшую известность получила эта книга, в оригинале называющаяся "One Of Our Submarines" (1952).
В своих воспоминаниях автор проходит путь от начала 1940 года, когда он был приглашён из Королевского военно-морского добровольческого резерва для службы на подводных лодках, и до января 1945 года, когда субмарина Янга установила рекорд по продолжительности пребывания лодок класса S вдали от базы (37 суток).
Что происходило с Янгом во время службы? Уже в начале своей карьеры (в июле 1941 года) он попал в катастрофу, в которой погибла половина экипажа - 22 человека. Причём причиной трагедии оказались не немцы - произошло столкновение с траулером эскорта. Казалось бы, не лучшее начало, но автору повезло - это было первое и последнее серьёзное происшествие, произошедшее с ним. Далее Янг участвовал в военных действиях на самых разных театрах военных действий: Норвежское и Баренцево море (защита полярных конвоев, помощь советским подводникам), Бискайский залив (патрулирование Бреста), Средиземное море (оборона Мальты и др.), моря Индийского океана. И везде ему сопутствовала удача, правда, серьёзных боевых столкновений с его участием не происходило. Так или иначе, потерь не было.
Первую удачную торпедную атаку субмарина под командованием Янга провела только в апреле 1944 года. Справедливости ради, следует указать, что автору повезло. Сопротивление японцев в том регионе, где патрулировал Янг, было слабым. Это, конечно, не вина командира, и основных успехов он добился именно в районе Андаманских островов близ современного Таиланда. Отмечу, что автор подчёркивает слаженную работу команды, не приписывая все успехи себе. В конце книги он приводит список всех членов команды по состоянию на апрель 1945 года.
Источниками информации были не только собственно воспоминания Янга; часто использовались выдержки из судового журнала. Описания боевых походов и быта британских подводников дополняются объяснениями читателю некоторых принципов работы субмарины, например, как происходит погружение и всплытие, или указываются особенности работы перископа. Книга снабжена несколькими схематическими картами, иллюстрациями, фотографиями. Даже приведено изображение в разрезе подводной лодки "Шторм", командиром которой и служил Янг.
Ещё отмечу, что коллектив на подводной лодке обычно отличается более дружескими взаимоотношениями, нежели в других родах войск. Субмарина "Шторм" также не была исключением. Интересно, что командир лодки не находился в отрыве от команды, но даже издавал, так сказать, "стенгазету", чтобы скрасить тяжёлые будни моряков.
Подведу итог. Добротные и подробные мемуары, с описанием нюансов и особенностей подводной службы. Единственным недостатком, если, конечно, можно охарактеризовать это как недостаток, я бы назвал небольшое количество именно боевых столкновений. Но, повторюсь, вины автора нет. Вполне возможно, попади он в более суровые ситуации, не видать нам никаких воспоминаний.
Как обычно, немного поругаю издательство "Центрполиграф", которое в данной серии (да и в других тоже) страдает неточностями перевода, не указывает названия кораблей и субмарин в оригинале, низкое качество иллюстраций. А книга хорошая, читать было интересно.
Эдвард Янг сурово взирает на фотографа с мостика своей субмарины после возвращения с Дальнего Востока, апрель 1945 года.
Автор воспоминаний, лейтенант-коммандер Эдвард Янг, за время Второй мировой войны успел послужить на различных должностях аж на восьми подводных лодках и увидеть воды чуть ли не всех океанов нашей маленькой планеты. Отчасти это объясняется кадровой политикой флота - офицеров-подводников поначалу не хватало и ротация должностей проходила довольно быстро, отчасти – высокой оперативной мобильностью Королевского флота, для которого ситуация «сегодня мы в Атлантике, на следующей неделе в Средиземном море, а через месяц в Индийском океане» была обычным делом. Такая обстановка создавала все условия для быстрого карьерного роста способных и удачливых командиров, к каким, без сомнения, принадлежал и автор. Впрочем, за попытку «объять необъятное» всегда приходилось платить, и британский подводный флот нес существенные потери. Янг периодически упоминает на страницах книги о невернувшихся из похода товарищах, однако сам он родился, что называется, в «рубашке» и не единожды уходил от гибели. Один из самых драматических моментов повествования как раз связан с катастрофой субмарины «Посредник» (HMS «Umpire»), которая во время учебного перехода ночью в надводном положении столкнулась с траулером. Лодка получила тяжелые повреждения и мгновенно затонула, погибла половина команды, но автору посчастливилось выбраться на поверхность. Вскоре Янг был назначен на новую должность на другой субмарине, но кошмарные воспоминания о той ночи еще долго его мучили. Как дань неизбежно возникающему фатализму, автор привел в тексте стих, сочиненный на известный манер одним английским моряком–подводником про своих коллег, воюющих на субмаринах S-класса:
«Двенадцать маленьких лодок S однажды вышли в море, "Морская звезда" ушла вперед - и их осталось одиннадцать. Одиннадцать осторожных лодок S старались держаться вместе, "Морской конек" не ответил на вызов - и их осталось десять. Десять упрямых лодок S шли вперед, "Стерлядь" утонула - и их осталось девять. Девять смелых лодок S искушали судьбу, "Акула" не победила - и их осталось восемь. Восемь стойких лодок S - с людьми из Ханта и Девона, "Акула" опоздала - и их осталось семь. Семь храбрых лодок S испытывали разные приемы, "Меч-рыба" испытала самый новый - и их осталось шесть. Шесть, неутомимых лодок S боролись за жизнь. "Молот-рыба" внезапно замолчала - и их осталось пять. Пять потрепанных лодок S несли дозор у берега, "Грубиян" подошел слишком близко - и их осталось четыре. Четыре бесстрашные лодки S вышли в открытое море, "Рыба-луна" попала под бомбы - и нас осталось трое.»
Воспоминания офицера-подводника, казалось бы, довольно специфическое чтиво, подходящее даже не для всех любителей истории: чрезвычайная насыщенность технической терминологией, всякие там юты, полубаки и пеленги, необходимость ясно представлять устройство субмарины, чтобы понимать происходящее и тому подобные вещи. Но здесь автор описал все события настолько ярко и увлекательно, будто собирался написать приключенческий роман с непременной киноэкранизацией. Конечно богатая биография благоприятствовала авторской затее, ведь Янг успел поучаствовать в патрулировании Атлантики и Ла-Манша, атаках на итальянские транспорты в Средиземном море и снабжении осажденной Мальты, в прикрытии арктических конвоев и охоте в Северном море, а также, уже будучи командиром субмарины, в действиях против японского судоходства в Индийском и Тихом океанах. Даже какое-то время лодка, на которой служил автор, базировалась на севере СССР и охотилась за немецкими судами, пытаясь отвлечь противника от ленд-лизовских караванов. Первое посещение советской базы было связано с курьезом:
«Уходя из Англии, мы были совершенно уверены, что у всех русских есть бороды, и решили воспользоваться долгим переходом, чтобы отрастить свои собственные. Как выяснилось, все русские в Полярном были чисто выбриты, а бородачами оказались только мы. Прибывший в Полярный представитель британского командования был шокирован повышенной волосатостью представителей британского королевского флота.»
Отдельно хочется отметить искренность автора, он не стесняется писать о разнообразных глупых ситуациях, в которые он попадал по причине собственного раздолбайства (вроде погружения с забытыми на палубе членами экипажа), а также прочих не совсем невинных развлечениях, таких как, например, учебные атаки на суда нейтральных стран в открытом море (разумеется без предупреждения последних). Да и вообще Янг относится к читателю очень доброжелательно, без снобизма и зазнайства, терпеливо объясняет премудрости морского дела, не кичится своим статусом и успехами, старается оценивать свои действия объективно. Впрочем, при всей своей любви к морю и подводным кораблям, автор все же ненавязчиво напоминает читателю, что помимо морских красот есть и не самые приятные дела, выполнение которых неизбежно:
«Через несколько дней мы заметили идущую на запад итальянскую субмарину. После короткой атаки, во время которой командир видел улыбающиеся лица итальянских офицеров на мостике, мы разнесли тремя торпедами вражеский корабль на части. Уцелевших на этой субмарине не было.»
В конце 1943-го года Янг получил под командование подлодку "Шторм" (HMS "Storm") и вскоре был направлен на Дальний Восток. Любопытно, что действия против японцев в конце войны отличались со стороны англичан каким-то яростным нахальством и дерзостью, будто Королевский флот хотел отомстить за поражения начала войны. Субмарина автора также не удержалась от этого залихватского веяния и приличное количество раз атаковала японские военные корабли на поверхности, стреляя из палубного орудия. Японцы, даже введя систему конвоев, так и не смогли нормально освоить противолодочную оборону, и субмарине «Шторм» во главе с дерзким капитаном много раз удавалось «отделаться легким испугом». Особый интерес вызывает миссия «плаща и кинжала» - доставку на Суматру шпиона из местных аборигенов. Миссия чуть было не закончилась плачевно, при попытке забрать малайского «Джеймса Бонда» лодка попала в засаду, но опять из-за рукожопства непрофессионализма японцев смогла уйти без особых потерь.
И как финальный аккорд хочется упомянуть личное впечатление другого плана. Книга, несмотря на не самые веселые описываемые события, все же оставляет приятное послевкусие, какое-то удовлетворение прочитанным. После ее прочтения не столько полученные новые знания радуют меня, сколько передавшееся ощущение любви к морю и неистребимый оптимизм лейтенанта Янга.
Izohlar, 2 izohlar2