Писатель без времени. Прост в понимании. Отлично подходит для перечитываний. Мне например, нравится учить его стихи наизусть. Не могу выделить какой-то конкретный понравившийся стих, ведь все они со своим сюжетом.
Hajm 190 sahifalar
2015 yil
Лирика (сборник)
Kitob haqida
Эдуард Асадов (1923–2004) – один из самых читаемых поэтов-лириков. Многие, начинавшие писать стихи, делали это «по Асадову», ведь он умел говорить с людьми на языке привычном и понятном им и очень хорошо представлял себе своего читателя: действительно наивного, не всегда умеющего выразить свои чувства и изложить мысли. Потому-то стихи Эдуарда Асадова в основном сюжетны: в их основе истории, которые любой неискушенный человек может счесть своими собственными.
Когда я учился в школе - шли замечательные, хоть и застойные, семидесятые - девчонки-одноклассницы каждая вела такую толстую тетрадку, в которой клеились открытки, писались поздравления от подруг, собирались популярные песни, а главное - стихи о любви. Ну что еще больше может волновать 13-15 летнюю девчонку? И вот в этих тетрадках безраздельно царил Эдуард Асадов - это было его время и его аудитория. Среди собратьев-поэтов его даже пытались именовать "женским поэтом". А когда в конце 70-х "Комсомольская правда" провела опрос: кто ваш любимый поэт - Асадов победил почти с путинским отрывом от конкурентов, его назвали 68% участников опроса. Для сравнения опрос проведенный в 2019 году выиграл Пушкин с куда более скромным результатом - 47%.
Но популярность у читателей и признание у коллег-поэтов - совершенно разные вещи. Асадова всю жизнь недолюбливали маститые собратья по перу, критикуя его и низводя до звания "плебейского поэта". Особенно преуспел в этом Евгений Евтушенко, который, как известно, был очень самолюбив, и нельзя исключать, что им руководила зависть, еще бы, ведь ему вместе со всеми остальными Асадов оставил только 32% почитателей. По крайней мере, когда Евтушенко издавал в 1999 году антологию русской поэзии ХХ века, он не включил в неё ни одного асадовского стихотворения, и даже не упомянул, что был такой поэт.
Надо признать, что Асадов умел держать удар, может его закалила непростая судьба - поэт ослеп на фронте в 21 год, - но он не поддавался упадническим настроениям. Говорят, что у поэтов ранимые души, у критиков, кстати, тоже :), но это явно не про Асадова, он отвечал оппонентам и в стихах: "Мои стихи читают миллионы, и много тысяч знают наизусть", и пародии на обидчиков писал, причем очень злые, отметился тем, что написал пародию на популярного пародиста Иванова.
Нынешние критики тоже немилосердны к Асадову-поэту, особенно жесток по отношению к нему пресловутый Дмитрий Быков, считающий, что "стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев".
Я не буду так суров к классику советской поэзии, но признаюсь, что лично меня его "проникновенная" любовная лирика как-то не трогает, может потому, что я не 15 летняя девочка, а может потому, что, при всем уважении, к автору, но его поэзия - поэзия больше по форме, чем по содержанию. Я к тому, что у Асадова всё просто и прямолинейно - поэтических образов практически нет, можно сказать, что Асадов - поэт, который обходится без поэтического языка, ему вполне хватает разговорного. При этом слишком много назидательности и морализаторства, лежащего на поверхности.
Ну что поделать, Асадов явно не мой поэт. Однако же, я пишу рецензию на его сборник. Объясню в чем тут дело: рецензия родилась исключительно благодаря гусиной пародии. Да, вот так случилось, наткнулся где-то на поэтическом сайте на одно из асадовских стихотворений и вдруг почувствовал, как "прилетели гуси". Гуси обуздали асадовские строчки, заполонили их, и заставили меня всё это записать )
Так родилась очередная "гусиная пародия", основой которой послужило стихотворение Эдуарда Асадова "Если любовь уходит": Если гуси уходят, какое найти решение? Стоит бабусе старенькой спорить и убеждать? Может просить неистово, даже до унижения? Или пытаться лапчатых расправою запугать? Можно, конечно, вспомнить, как их с руки кормила, Или, когда болели, ночи как не спала. Может быть было лучше, чтобы на жалость давила, Или спокойно, но твёрдо, доводами брала? А можно боль и потерю не выдавая взглядом, Сказать: «Раз уйти решили, значит, тому и быть! Идите на все четыре, если вам очень надо, А я посмотрю, как сможете после такого жить». Конечно, ужасно трудно быть, а не просто казаться, Но, чтобы потом не назвали трусом и подлецом, Белый и серый, должны вы с бабушкою остаться - Живи и будь человеком, а не только гусём!
Надоело читать какие-то отдельные выдержки стихотворений Э. Асадова и решила купить сборник.
Скажу так - большинство стихотворений просто бальзам для души. Я даже забыла, что это за чувство, когда можно прочитать книгу, вернуться и читать помеченные части, возможно, открывать для себя что-то новое. Очень чуткие, нежные и проникновенные мысли. Читать да читать. Очень комфотно уходить в это чтение. Хотя ближе к концу понимаешь, что рифма похожа друг на друга и все стихи почти на одну тематику. Женщины (девушки, девочки) не дают покоя поэту. Самые необычные, на мой взгляд: "Я встретил тебя в апреле" и "Ты даже не знаешь".
Но несмотря на такую "односторонность" и похожесть, Асадов - гений!
Стихи Асадова невероятные…проникающие в душу, близкие, как будто «мои»…так легко они запоминаются… один из лучших поэтов. И это автор на все времена.
Прекрасные стихи, удивительный автор, которого хочется читать и читать…
Мое знакомство с творчеством Эдуарда Асадова произошло совсем недавно. Полгода назад я прочитала первое стихотворение этого автора («Как много тех, с кем можно лечь в постель»), после которого я просто влюбилась в творчество этого удивительного поэта. Его стихотворения это нечто прекрасное, шикарное и настоящее.
У Асадова я прочитала много, разных стихотворений и, наверное, главной особенность творчества Асадова является то, что его поэзия очень эмоциональная, глубокая и жизненная.
«Как много тех, с кем можно лечь в постель»
Как много тех, с кем можно лечь в постель, Как мало тех, с кем хочется проснуться... И утром, расставаясь обернуться, И помахать рукой, и улыбнуться, И целый день, волнуясь, ждать вестей.
Как много тех, с кем можно просто жить, Пить утром кофе, говорить и спорить... С кем можно ездить отдыхать на море, И, как положено - и в радости, и в горе Быть рядом... Но при этом не любить...
Как мало тех, с кем хочется мечтать! Смотреть, как облака роятся в небе, Писать слова любви на первом снеге, И думать лишь об этом человеке... И счастья большего не знать и не желать.
Как мало тех, с кем можно помолчать, Кто понимает с полуслова, с полу взгляда, Кому не жалко год за годом отдавать, И за кого ты сможешь, как награду, Любую боль, любую казнь принять...
Вот так и вьётся эта канитель - Легко встречаются, без боли расстаются... Всё потому, что много тех, с кем можно лечь в постель. И мало тех, с кем хочется проснуться.
Ну, что ещё сказать? Читайте Асадова.
Izoh qoldiring
Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!
Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться.. .
И помахав рукой не отвернуться,
И утром, расставаясь улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить.. .
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено - и в радости, и в горе
Быть рядом.. . Но при этом не любить.. .Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака струятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
Как в дымке прибывать в любовной неге
И счастья большего не знать и не желать.Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова или взгляда,
С кем не страшна любых невзгод преграда
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять.. .Вот так и кружит жизни карусель
Легко встречаются, без боли расстаются.. .
В любви и верности шутя, забыв, клянутся…
Как мало тех, с кем хочется проснуться… .
А значит тех, с кем можно лечь в постель.Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить…
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено – и в радости, и в горе
Быть рядом… Но при этом не любить…Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке…
И счастья большего не знать и не желать.Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полувзгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять…Вот так и вьётся эта канитель -
Легко встречаются, без боли расстаются…
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться.Как много тех, с кем можно лечь в постель…
Как мало тех, с кем хочется проснуться…
И жизнь плетёт нас, словно канитель…
Сдвигая, будто при гадании на блюдце.Мы мечемся: – работа… быт… дела…
Кто хочет слышать- всё же должен слушать…
А на бегу- заметишь лишь тела…
Остановитесь… чтоб увидеть душу.Мы выбираем сердцем – по уму…
Порой боимся на улыбку- улыбнуться,
Но душу открываем лишь тому,
С которым и захочется проснуться. .Как много тех, с кем можно говорить.
Как мало тех, с кем трепетно молчание.
Когда надежды тоненькая нить
Меж нами, как простое понимание.Как много тех, с кем можно горевать,
Вопросами подогревать сомнения.
Как мало тех, с кем можно узнавать
Себя, как нашей жизни отражение.Как много тех, с кем лучше бы молчать,
Кому не проболтаться бы в печали.
Как мало тех, кому мы доверять
Могли бы то, что от себя скрывали.С кем силы мы душевные найдем,
Кому душой и сердцем слепо верим.
Кого мы непременно позовем,
Когда беда откроет наши двери.Как мало их, с кем можно – не мудря.
С кем мы печаль и радость пригубили.
Возможно, только им благодаря
Мы этот мир изменчивый любили.
ТРУСИХАШар луны под звездным абажуром
Озарял уснувший городок.
Шли, смеясь, по набережной хмурой
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.Видно, распалясь от разговора,
Парень, между прочим, рассказал,
Как однажды в бурю ради спора
Он морской залив переплывал,Как боролся с дьявольским теченьем,
Как швыряла молнии гроза.
И она смотрела с восхищеньем
В смелые, горячие глаза...А потом, вздохнув, сказала тихо:
- Я бы там от страха умерла.
Знаешь, я ужасная трусиха,
Ни за что б в грозу не поплыла!Парень улыбнулся снисходительно,
Притянул девчонку не спеша
И сказал:- Ты просто восхитительна,
Ах ты, воробьиная душа!Подбородок пальцем ей приподнял
И поцеловал. Качался мост,
Ветер пел... И для нее сегодня
Мир был сплошь из музыки и звезд!Так в ночи по набережной хмурой
Шли вдвоем сквозь спящий городок
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - хрупкий стебелек.А когда, пройдя полоску света,
В тень акаций дремлющих вошли,
Два плечистых темных силуэта
Выросли вдруг как из-под земли.Первый хрипло буркнул:- Стоп, цыпленки!
Путь закрыт, и никаких гвоздей!
Кольца, серьги, часики, деньжонки -
Все, что есть,- на бочку, и живей!А второй, пуская дым в усы,
Наблюдал, как, от волненья бурый,
Парень со спортивною фигурой
Стал спеша отстегивать часы.И, довольный, видимо, успехом,
Рыжеусый хмыкнул:- Эй, коза!
Что надулась?! - И берет со смехом
Натянул девчонке на глаза.Дальше было все как взрыв гранаты:
Девушка беретик сорвала
И словами:- Мразь! Фашист проклятый!-
Как огнем детину обожгла.- Комсомол пугаешь? Врешь, подонок!
Ты же враг! Ты жизнь людскую пьешь!-
Голос рвется, яростен и звонок:
- Нож в кармане? Мне плевать на нож!За убийство - стенка ожидает.
Ну, а коль от раны упаду,
То запомни: выживу, узнаю!
Где б ты ни был, все равно найду!И глаза в глаза взглянула твердо.
Тот смешался:- Ладно... тише, гром...-
А второй промямлил:- Ну их к черту! -
И фигуры скрылись за углом.Лунный диск, на млечную дорогу
Выбравшись, шагал наискосок
И смотрел задумчиво и строго
Сверху вниз на спящий городок,Где без слов по набережной хмурой
Шли, чуть слышно гравием шурша,
Парень со спортивною фигурой
И девчонка - слабая натура,
"Трус" и "воробьиная душа".
И чтоб не кончить на душевной скупости,
Давай же скажем: "Хватит! Наплевать!"
Возьмем и будем делать кучу глупостей,
Да, да, десятки самых чудных глупостей,
И ничего не будем обсуждать!
В мире все повторяется:
И ночь, и метель в стекло.
Но счастье не возвращается
К тем, от кого ушло.
Izohlar
13