Будучи одним из первых американцев, зарабатывавших на жизнь только литературой, он заставлял себя идти на беспрецедентные шаги, чтобы завоевать читателей и славу.
Биография Эдгара Аллана По на фоне становления американской науки. И, в принципе, не такая уж плохая биография, когда бы не желание автора доказать, что объект его исследований недооценивают. Типа, По был замечательным критиком, журналистом, редактором и даже философом от науки, но этого никто не хочет видеть. Однако давайте начистоту - кому сейчас интересны все эти философские стихи и гротесковые сатиры, кроме что самых ревностных почитателей автора? Время показало, что ценностью обладают только "арабески", странные истории, до сих пор впечатляющие читателей. А какой айсберг скрывается под ними... пусть этим занимаются филологи. Хотя рассказ о становлении американской науки сам по себе довольно интересен, ровно как и очерк о жизни Филадельфии первой половины XIX века. Другое дело, что современная повестка заставила автора внести в свою работу момент, на которые сам По явно не обращал внимания - расовый вопрос. Казалось бы, такие дискуссии шли об отмене рабства, но не заметно, чтобы По это беспокоило, более того, его отчим был рабовладелец, да и сам писатель по молодости как-то участвовал в продаже раба. Автор явно не знает, что с этим делать и как трактовать, вот если бы По впоследствии как-то раскаялся... Но нет, сколь можно судить по изложенному в книге, к этой проблеме он был индифферентен. Зато наука его увлекала, этого не отнять, ровно как и вопросы об устройстве вселенной и смысле жизни. К сожалению, кроме того, что автор старается "оправдать" странные страшные рассказы чисто научными интересами, он еще и витиевато многословен.
"Падение дома Ашеров" - это гипнотическое фрактальное размышление об удвоении и симметрии, от образов (дом, брат и сестра) до звуков... и формы. История построена в виде хиазма. Начальные элементы перекликаются с концовкой, ускоряясь по направлению к центральному событию рассказа: смерть, погребение и возрождение Мэдилейн. Сестра Ашера леди Мэдилейн (Madeline) - это леди, которая "проводит линию" между двумя частями (made line)...
Хиазмы и фракталы автору видятся везде, где только можно, да и вообще он утверждает, что По писал рассудочно, рассчитывая свои произведения как математические задачи, "полностью контролируя творческий процесс". Впрочем, о жизненных коллизиях писателя автор рассуждает не менее выспренне. О запоях, например:
Его жизнь превратилась в модель хрупкой трезвости, разбивающейся о дезориентирующие приступы...
Впрочем, есть в книге и кое-что забавное. Вот, к примеру, цитата из середины XIX века о текстах и литературных произведениях:
Теперь мы требуем легкой артиллерии интеллекта, нам нужно краткая, сжатая, легко усвояемая информация - вместо многословной, подробной, объемной, недоступной...
Ничего не меняется. В целом, книга получилась любопытная, но нудноватая. Мухлеж издательства с названием привел к тому, что ожидала я нечто одно, а получила совсем другое. Возможно, если бы я сразу настроилась на чтение о научных изысканиях, впечатление было бы совсем другое.
Izohlar
3