Hajm 26 sahifa
2007 yil
Красная штора Болоньи
Kitob haqida
Эссе писателя, критика, поэта и художника Джона Бёрджера (1926–2017) – одновременно хонтологическое путешествие по Болонье и оммаж неназванному другу, в котором угадывается Джорджо Моранди, genius loci этого нереального города. Цвета, запахи и даже вкусы Болоньи, рассеянные по медитативным заметкам, обволакивают читателя, будто становясь ощутимыми. Рассказчик двигается в географическом пространстве и пространстве памяти, соединяя описания увиденного на средневековых улицах с размышлениями о духе города, страны, живописи и итальянской кухни.
Испытываю особую любовь к текстам Джона Бёрджера. Редкое сочетание тонкой красоты прозы и глубокого, вдумчивого размышления о жизни.
«На всех окнах Болоньи есть шторы, и все они одного цвета. Красного».
Сквозь призму красного полотна Джон Бёрджер приглашает в путешествие по невероятному городу Болоньи. В путевых заметах и фрагментарных воспоминаниях он говорит о творчестве, течении времени, красоте города и выражает дань уважения своему умершему дяде. Он восхищался дядей, его альтернативным взглядом на вещи, а их дружба выражалась в подарках, небольших, необычных и исполняющих желания.
«То, что он знал, или думал, что знал о мире, завораживало меня».
После смерти дяди Бёрджер решает посетить Болонью, где оживает образ дяди, скромного агента по недвижимости, страстно любившего писать и получать письма, и путешествовать. В церкви Санта-Мария-делла-Вита он видит маленькую терракотовую часовню, четырех скорбящих Марий, сидит на ступенях Пьяцца Маджоре, бродит по улицам и повсюду красные шторы. Простой акт покупки красной ткани превращается в привязанность к прошлому.
Чувство утраты и нежности пронизывают текст. Это эссе о чем-то, что закончилось, но навсегда осталось в сердце светом «будущего не перестает клеймить тревогой бытия он здесь он ранит нас и жжет свет этот веру мне дает вот так и длится жизнь моя...».
Sharhlar, 1 sharh1