Hajm 510 sahifalar
1995 yil
Мысли о жизни. Воспоминания
Kitob haqida
Время безжалостно к человеческой правде: слабеет народная память, лгут документы, слишком легко уходят в небытие деяния, настроения прежних лет. В своей книге мемуаров и размышлений о жизни академик Д. С. Лихачев удерживает «живое ощущение современников», мудро и бережно сохраняя образы людей и событий XX века, о которых, возможно, никто и никогда больше не вспомнит.
Лихачев с присущими ему чесностью и стойкостью рассказывает о страшной истории России в 20 веке, увиденной собственными глазами. Соловки, блокада Ленинграда, голод, смерть близких и друзей, гонения – все это есть в книге. Но главное, лейтмотив этих воспоминаний, – счастливое детство и юность, удивительная творческая атмосфера дореволюционного Петербурга, становление Лихачева как ученого, начавшееся еще в полушуточной Космической академии наук. Автор руководствуется принципом еще одного петербуржца – «пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность», но не скрывает и имен злодеев и подлецов, к которым, как и к тоталитарному обществу в целом, читатель начинает испытывать даже не ненависть, а презрение и отвращение.
Очень тонкий думающий человек. Самыми интересными для меня были воспоминания о блокаде, о репрессиях. Сколько же замечательных людей погибло тогда! Понимаешь, сколь ужасна была катастрофа сталинизма. Сам Дмитрий Сергеевич выжил чудом
Книга замечательная. Прекрасно описывает то время, в котором жил автор. К тому же написано человеком высоких моральных качеств, умеющим думать, анализировать и очень хорошо излагать свои мысли.
Рекомендую асем, особенно молодым людям.
Книга к прочтению обязательна всем, много больше в ней найдут петербуржцы. Это история человека, его семьи и окружения, история нашей страны двадцатого века, словами выдающегося человека Лихачёва Д.С.
Воспоминания всегда интересны: они создают картину времени, пусть и через призму восприятия одного человека. Конечно, всю полноту жизни невозможно вместить в одну книгу, тем не менее даже она одна протягивает нити к другим книгам, воспоминаниям, сочинениям.
Я думаю, что подлинная жизнь - это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишура: одни оказались замечательные, безпримерные герои, другие - злодеи, мерзавец, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящиее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершали чудеса.
"Существование "семейных" слов, шуток и поговорок - свидетельство крепости семьи".
"Пока же в стране оставались мыслящие люди - люди, обладавшие своей индивидуальностью, умственная жизнь в ней не прекращалась - ни в тюрьмах и лагерях, ни на воле. Чуть-чуть захватив в своей молодости людей Серебряного века русской культуры, я почувствовал их силу, мужество и способность сопротивляться всем процессам разложения в обществе. Русская интеллигенция никогда не была "гнилой".
Совершенствовать свой язык - громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое...
Каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что живу лишний день. Поэтому не надо бояться ничего на свете. И еще - так как расстрел и в этот раз проводился для острастки, то, как я потом узнал, было расстреляно какое-то ровное число: не то триста, не то четыреста человек, вместе с последовавшими вскоре. Ясно, что вместо меня был "взят" кто-то другой. И жить надо мне за двоих. Чтобы перед тем, кого взяли за меня, не было стыдно!
Izohlar, 8 izohlar8