Hajm 260 sahifalar
2022 yil
Последний Лучафэр
Kitob haqida
Что делают великие волшебники-иномирцы на забытой богами и лишенной магии Земле? Скрываются. Спасая свою жизнь и свой дар, маги вовлекают в опасные игры людей, наделяют их силой и ломают судьбы. Люди для них всего лишь средство.
Волей случая двое сирот получили магический дар от умирающей волшебницы и спустя годы оказались втянуты в противостояние наследников лучезарного мира Токилетеш. Обычные люди попали в необычные обстоятельства. Не знают законов магии, но готовы рискнуть благополучием человечества ради спасения друг друга. И всё это в сердце Южных Карпат - там, где горное шоссе Трансфэгэраш ведёт к рукотворному озеру Видрару.
В повести использованы отрывки поэмы Михая Эминеску "Лучафэрул" (1883 год) в переводе Давида Самойлова.
Книга очень живая, пластичная, подстраивается под состояние читателя. В состоянии любви даёт отражение героев реальных, в состоянии пустоты читателя даёт надежду на новые отношения и отражает всё лучшее, что было и будет. Растворяешься в каждом герое, находишь свои черты. Эта книга даст крылья, общение, ощущение природы, волшебство. Сколько её читаю, столько чувствую её огромную силу. Огромнейшее спасибо Автору за труд, что эта книга есть!
autoreg744792414, большое спасибо за отзыв!
Фантастический детектив на румынском материале
(Д. Волховская, «Последний Лучафэр»)
Скажите, давно ли вам приходилось читать книгу о Румынии? Вот и я не помню, когда такое было.
Диана Волховская в своем романе «Последний Лучафэр» описывает именно румынские реалии, но при чтении не покидает ощущение: как же похожа в сущности вся Восточная Европа. Не люблю спекуляций на тему ментальности и культурного кода, и тем не менее книги, появляющиеся на постсоветском пространстве и в бывших странах соцлагеря, чем-то неуловимо отличаются от текстов, рождающихся в Западной Европе (если те, конечно, не написаны нашими соотечественниками). Я думала, что изменится в поведении, образе мыслей героев, если перенести действие на российскую почву? И отвечала себе – да, в общем-то, ничего.
Ну вот разве что секс-символом такой большой страны, как Россия, стать не так просто, как в Румынии. Но и все. Сами типажи, их образ мыслей, их речи очень узнаваемы и понятны.
Но по порядку.
Диана Волховская в своей книге опирается на творчество румынского классика, поэта Михая Эминеску (1850-1889). Этот автор был мне знаком по лекциям Дм. Галковского, самый парадоксальный российский публицист называл Пушкина российским Эминеску, то есть тем, кто фактически с нуля создал литературную культуру целой страны. В отношении Пушкина трудно не согласиться, по поводу Эминеску мне сложно что-то сказать, но я склонна доверять мнению Дмитрия Евгеньевича. Во всяком случае Эминеску создал ряд важных для румынской литературы текстов, в том числе поэму «Лучафэрул». Лучафэрул – волшебное существо, дух утренней звезды, которое влюбляется в земную царевну. Та же отдает предпочтение ничтожному пажу Каталину. Конфликт поэмы – выбор между любовью земной и небесной. Произведение Эминеску – тонкое, философское, напоминающее поэмы Лермонтова и других романтиков с их идей исключительной личности, обреченной на одиночество.
Роман Дианы Волховской создан на стыке детектива и фантастики. Начинается и развивается он по канонам классического детектива с расследованием и подозреваемыми, приблизительно с середины текст встает на фантастические рельсы. Собственно, это не столько фантастика, сколько фэнтези, но фэнтези в нашем сознании настолько прочно связано с эльфами, гномами и прочими созданиями, закрепившимися в литературе благодаря Дж. Р. Р. Толкину, что использовать этот термин не хочется. В книге Д. Волховской ничего подобного нет. Если же это фантастика, то сказочная, ненаучная, наподобие той, что создавалась еще до Ж. Верна и Г. Уэллса. Влияние современного фэнтези, в частности Дж. Роулинг, конечно, все же присутствует, и тем не менее произведение Д. Волховской вполне оригинально.
На мой взгляд, эксперимент со смешением жанров удался. Возможно, поклонники классического детектива будут разочарованы, однако детектива автор и не обещает. Во всяком случае подобный микс выглядит гораздо более удачным, нежели у тех же Стругацких в «Отеле „У погибшего альпиниста“», который оставляет ощущение жанрового провала.
Впрочем, допускаю, эти чисто литературоведческие замечания читателю не слишком интересны. О чем книга? На мой взгляд, прежде всего о любви. Двадцатилетняя красавица Ева, выросшая в деревне, коллекционирует фотографии и вырезки из журналов с изображением своего приемного брата Раду Вулкана, известного румынского актера и певца. Ее отношение – восторженное, идеализирующее, бескорыстное – сродни любви царевны к Утренней звезде в поэме Эминеску. Но любое самое сильное чувство не вечно, и появляется соперник – простоватый детектив Нику Каталин…
В книге совсем не все так просто, пересказывать сюжет было бы нечестно и по отношению к читателю, и автору. Во всяком случае мне показалось, что тема романтической любви плавно перетекла в тему ответственности и семейной жизни, сделав текст гораздо более житейским и современным. «Мы, мужчины, не можем противостоять женским чарам!» – жалуется один из героев книги, пожилой детектив. Молодому мужчине не следует обзаводиться семьей, жена и дети – ненужное бремя для того, кто хочет реализоваться в профессии. Именно эта мысль транслируется молодому коллеге. Да, позднее окажется, что в этих нравоучительных сентенциях имелось двойное дно, но разве редко приходится сталкиваться с подобным мнением?..
В романе Д. Волховской речь идет не только о любви между мужчиной и женщиной, но и о любви к родителям. Ева чрезвычайно предана своему приемному отцу Серджиу Вулкану. Остро звучит тема благодарности, ответственности перед старшим поколением. Во время болезни отца личные проблемы Евы отступают на второй план. Его благополучие важнее для героини, она – действительно очень хорошая дочь. Есть в ней что-то такое до оскомы правильное, старомодное, что слабо коррелирует с современными принципами «всегда выбирай себя» и «ты этого достойна». Ева скорее закусит губу и будет упорно преодолевать, чем плюнет и пойдет по легкому пути. Это, кстати, одна из характерных черт женского «восточноевропейского» культурного кода.
На мой взгляд, роман удался. Герои выглядят живыми и действуют в логике своих характеров. Сюжет увлекательный, читается книга очень легко. Финал оставляет ощущение легкой грусти, но выглядит тоже очень правдоподобным. Действительно, кажется, иначе и быть не могло. Любви небесной не место на Земле.
Книга заставляет поразмышлять о разных ликах любви, о уязвимости и беззащитности любящего и о том, что точно выразил в свое время Dolphin:
Ты можешь с ней расцвести и засохнуть,
Она сожрет тебя, как цветок тля.
Но все равно лучше уж так сдохнуть,
Чем никого никогда не любя.
Ведь Раду Вулкан, даже полагая, что его любовь к Еве – только наведенный морок, отказывается избавиться от своей «прекрасной муки». Почему? Это нелогично, неестественно. Но значит, дорога эта мука, от которой расцветает и возвышается душа.
Наталья, большое спасибо за рецензию!
Скажите, давно ли вам приходилось читать книгу о Румынии? Вот и я не помню, когда такое было. Диана Волховская в своем романе «Последний Лучафэр» описывает именно румынские реалии, но при чтении не покидает ощущение: как же похожа в сущности вся Восточная Европа. Не люблю спекуляций на тему ментальности и культурного кода, и тем не менее книги, появляющиеся на постсоветском пространстве и в бывших странах соцлагеря, чем-то неуловимо отличаются от текстов, рождающихся в Западной Европе (если те, конечно, не написаны нашими соотечественниками). Я думала, что изменится в поведении, образе мыслей героев, если перенести действие на российскую почву? И отвечала себе – да, в общем-то, ничего. Ну вот разве что секс-символом такой большой страны, как Россия, стать не так просто, как в Румынии. Но и все. Сами типажи, их образ мыслей, их речи очень узнаваемы и понятны. Но по порядку. Диана Волховская в своей книге опирается на творчество румынского классика, поэта Михая Эминеску (1850-1889). Этот автор был мне знаком по лекциям Дм. Галковского, самый парадоксальный российский публицист называл Пушкина российским Эминеску, то есть тем, кто фактически с нуля создал литературную культуру целой страны. В отношении Пушкина трудно не согласиться, по поводу Эминеску мне сложно что-то сказать, но я склонна доверять мнению Дмитрия Евгеньевича. Во всяком случае Эминеску создал ряд важных для румынской литературы текстов, в том числе поэму «Лучафэрул». Лучафэрул – волшебное существо, дух утренней звезды, которое влюбляется в земную царевну. Та же отдает предпочтение ничтожному пажу Каталину. Конфликт поэмы – выбор между любовью земной и небесной. Произведение Эминеску – тонкое, философское, напоминающее поэмы Лермонтова и других романтиков с их идей исключительной личности, обреченной на одиночество. Роман Дианы Волховской создан на стыке детектива и фантастики. Начинается и развивается он по канонам классического детектива с расследованием и подозреваемыми, приблизительно с середины текст встает на фантастические рельсы. Собственно, это не столько фантастика, сколько фэнтези, но фэнтези в нашем сознании настолько прочно связано с эльфами, гномами и прочими созданиями, закрепившимися в литературе благодаря Дж. Р. Р. Толкину, что использовать этот термин не хочется. В книге Д. Волховской ничего подобного нет. Если же это фантастика, то сказочная, ненаучная, наподобие той, что создавалась еще до Ж. Верна и Г. Уэллса. Влияние современного фэнтези, в частности Дж. Роулинг, конечно, все же присутствует, и тем не менее произведение Д. Волховской вполне оригинально. На мой взгляд, эксперимент со смешением жанров удался. Возможно, поклонники классического детектива будут разочарованы, однако детектива автор и не обещает. Во всяком случае подобный микс выглядит гораздо более удачным, нежели у тех же Стругацких в «Отеле «У погибшего альпиниста»», который оставляет ощущение жанрового провала. Впрочем, допускаю, эти чисто литературоведческие замечания читателю не слишком интересны. О чем книга? На мой взгляд, прежде всего о любви. Двадцатилетняя красавица Ева, выросшая в деревне, коллекционирует фотографии и вырезки из журналов с изображением своего приемного брата Раду Вулкана, известного румынского актера и певца. Ее отношение – восторженное, идеализирующее, бескорыстное – сродни любви царевны к Утренней звезде в поэме Эминеску. Но любое самое сильное чувство не вечно, и появляется соперник – простоватый детектив Нику Каталин… В книге совсем не все так просто, пересказывать сюжет было бы нечестно и по отношению к читателю, и автору. Во всяком случае мне показалось, что тема романтической любви плавно перетекла в тему ответственности и семейной жизни, сделав текст гораздо более житейским и современным. «Мы, мужчины, не можем противостоять женским чарам!» – жалуется один из героев книги, пожилой детектив. Молодому мужчине не следует обзаводиться семьей, жена и дети – ненужное бремя для того, кто хочет реализоваться в профессии. Именно эта мысль транслируется молодому коллеге. Да, позднее окажется, что в этих нравоучительных сентенциях имелось двойное дно, но разве редко приходится сталкиваться с подобным мнением?.. В романе Д. Волховской речь идет не только о любви между мужчиной и женщиной, но и о любви к родителям. Ева чрезвычайно предана своему приемному отцу Серджиу Вулкану. Остро звучит тема благодарности, ответственности перед старшим поколением. Во время болезни отца личные проблемы Евы отступают на второй план. Его благополучие важнее для героини, она – действительно очень хорошая дочь. Есть в ней что-то такое до оскомы правильное, старомодное, что слабо коррелирует с современными принципами «всегда выбирай себя» и «ты этого достойна». Ева скорее закусит губу и будет упорно преодолевать, чем плюнет и пойдет по легкому пути. Это, кстати, одна из характерных черт женского «восточноевропейского» культурного кода. На мой взгляд, роман удался. Герои выглядят живыми и действуют в логике своих характеров. Сюжет увлекательный, читается книга очень легко. Финал оставляет ощущение легкой грусти, но выглядит тоже очень правдоподобным. Действительно, кажется, иначе и быть не могло. Любви небесной не место на Земле. Книга заставляет поразмышлять о разных ликах любви, о уязвимости и беззащитности любящего и о том, что точно выразил в свое время Dolphin:
Ты можешь с ней расцвести и засохнуть, Она сожрет тебя, как цветок тля. Но все равно лучше уж так сдохнуть, Чем никого никогда не любя.
Ведь Раду Вулкан, даже полагая, что его любовь к Еве – только наведенный морок, отказывается избавиться от своей «прекрасной муки». Почему? Это нелогично, неестественно. Но значит, дорога эта мука, от которой расцветает и возвышается душа.
Izohlar, 3 izohlar3