Основной контент книги Мельмот Скиталец
Matn

Hajm 931 sahifa

1820 yil

16+

Мельмот Скиталец

4,3
28 baho
livelib16
4,1
946 baho
50 778,41 s`om
10% chegirma bering
Maslahat bering ushbu kitobni do'stingiz sotib olganidan 5 077,85 soʻm oling.

Kitob haqida

«Мельмот Скиталец» – одно из самых значимых произведений позднего готического жанра, сложное и многоярусное по композиции. В той или иной мере оно оказало влияние на творчество Оскара Уайльда, Оноре де Бальзака, Эдгара По, Александра Пушкина и Михаила Булгакова.

Это трагическая и пугающая история таинственного незнакомца, продавшего душу дьяволу за бессмертие и веками ищущего человека, которому он мог бы, согласно условиям сделки, передать свой проклятый и мучительный дар…

Barcha sharhlarni ko'rish

Это очень познавательная книга, которую стоит прочитать.Она содержит множество жанров повествования и это завораживает.

Откроет множество таин жизни и ее философии , и не только…

Покажет ,что такое любовь, лож и , человеческие отношения между людьми и не только.

Хочешь расширить свой кругозор восприятия и познания?

Это книга для тебя.

Сделай шаг навстречу и тебя примут.

Полюби меня чёрненьким Этот непрестанный унылый гул столь же однообразен, сколь и биение сердца, вопрошающего природу вокруг о том, что его ждёт, и слышащего в ответ: "Горе".

Двойственность. Что же я хочу сказать о книге, масштаб которой настолько велик, она настолько многогранна и глубока, наполнена смыслом, значением и жизнью, что я рядом с этой книгой не просто обычный читатель-букашка. Я крошечный безмолвный садовый гномик, который умеет говорить только в сказочных обстоятельствах. Однако, обстоятельства таковы, что я должна написать отзыв, рецензию, - как вам будет угодно, на прочитанного Мельмота Скитальца. И я этому очень рада, потому что.. Потому что Метьюрин заставляет своего читателя думать, что весьма не одобрила бы донья Клара Альяго из Мадрида. Я хочу поделиться своими мыслями, вызванными скитаниями, стопятидесятилетними скитаниями Джона Мельмота. Книга такая мощная, подобна ветру перемен, сочинение Метьюрина вызывает в тебе столь неохватный отклик.

Двойственность! Роман о Мельмоте подобен синусоиде, растущей и ветвящейся в обе, положительную и отрицательную, стороны от оси координат. Каждая страница, каждая строка, каждый день нашей жизни - об этом. О выборе, который делает человек. О несчастьях, которые постигают семьи и одиноких людей. О красоте мира и земного бытия, о красоте, которая в любой момент может обернуться почти адскими страданиями.

Разумеется, поскольку речь в романе идёт, в основном, о семнадцатом веке, и, кроме того, об Испании, оплоте католицизма, и потому ещё, что вопросы выбора неразрывно, хотя, может быть, и незримо связаны с верой, а значит - и с религией, - всё это значит, что, роман о Мельмоте в значительной степени - о религии. И, возможно, это один из лучших литературных образцов о таком неохватном, животворящем и смертельном предмете, как религия.

Фигура самого Мельмота Скитальца, да простят мне мою вольную мысль, серая. В том смысле, что Мельмот не белый и не чёрный, он не принадлежит ни к какой группе цветов, не переливается оттенками, у него, по сути, нет характера. Да и не может быть. Потому что роль Мельмота на земле предельно чётко определена высшей силой - роль посредника. Мельмот катализатор. Он не газ, не вода, не лёд и не пламень. Но в любой, какой угодно момент из ста пятидесяти лет своей повинности на Земле, Мельмот может стать чем угодно, подладиться под любую страсть и слабость какого угодно человека, стать водой, принимающей форму сосуда, чтобы именно человек, которого Мельмот искушает, проявил с а м собственные цвета, чтобы позволил собственной страсти или старахам сгубить себя, или, напротив, неимоверным усилием воли, чести, веры отойти и суметь отказаться от предложений посланника Врага рода человеческого.

Мельмот серый. Инфернальность его стремится к нулю. Да, Мельмот не смеётся, а разражается приступами дикого хохота, которые переходят в судороги. Да, глаза его сверкают неестественно, сверхъестественно, и неизменно приводят в дрожь и внушают страх смертным. Но при этом, Метьюрин неоднократно подчёркивает, что внешность Мельмота ничем не выдающаяся, внимание к себе вызывает только его взгляд и манера держаться, несколько дерзко и неизменно отстранённо от всех и вся. И то, последнее обстоятельство встречаемые им люди замечают далеко не сразу. С первого, и даже со второго взгляда, может показаться, что Мельмот сеет вокруг себя смерть. Везде, где он появляется, почти во всех историях романа появление и вмешательство Мельмота вызывает смерть того или иного человека. Но по мере чтения романа становится очевидно, что вовсе не Мельмот Скиталец прямой виновник этих трагедий, Мельмот только присутствует, созерцает. Искушает. Да, Мельмот искушает. Только потому, что такая его работа на земле. Такой выбор он сделал сам в незапамятные времена, как Ева решилась откусить от яблока в раю, так и Мельмот импульсивно, совершенно не думая о последствиях, решился на то, что стоило ему больше чем жизни.

Мельмот помнит всё, что с ним происходило, все детали абсолютно всех историй погубляемых им людей, а заодно и сильных мира сего, посланных в ад после смерти. Суждения Скитальца свободолюбивы, и да, очень очень желчны, но правдивы, в них есть и логика, и известная гибкость, в отличие от, например, суждений рядовых ревностных католиков и отцов пресвятой католической церкви. О, друзья, то, что написал Метьюрин о церкви, о религиях мира, достойно неба со всеми его прекрасными недостижимыми звёздами!! Как это прекрасно. И опять двойственно.

Католическая церковь препарирована одним чётким, стремительнейшим движением сверхострого скальпеля. Никаких оправданий, никаких сомнений, надежд, никаких подготовлений. Только правда. Сорванный покров обнажает абсолютно всю систему католицизма сверху донизу, всех участников религиозного толка. Смотрите!! Здесь и сейчас. Не нарочно, а естественно полученный слепок даёт картину чудовищную. Я считаю, история Алонсо де Монсады - это лучшая часть романа. Это настолько пронзительно в лучшем смысле этого слова, что тебя буквально продирает мороз, на голове шевелятся волосы, а в душе роятся и кричат тебе что-то твои собственные жизненные опыты. Остаться равнодушным, незаинтересованным, скучающим просто невозможно! Зверства, обман, фальшь, насилие, принуждение, равнодушие к Богу и отвращение к собственной религии, копошатся и вечно пожирают друг друга за маской благочестия, за стенами отдельно взятого иезуитского монастыря близ Мадрида. А как замечает Метьюрин, вся Испания один большой монастырь. И не только Испания! Мне лично было жаль, что в романе нет действия, происходящего в Италии. Первейший оплот католицизма, оперённый, украшенный драгоценными камнями и золотом, со стальными челюстями, с Папой посередине.

Бедный мальчик Алонсо становится монахом в тринадцать лет! Собственная мать принуждает его к этому попирающему все человеческие ценности действию только потому, что Алонсо её сын, родившийся от её тогда ещё будущего мужа, до заключения брака. Вы можете сейчас себе представить такую мать ? Эта женщина называется в романе любящей матерью, соблюдающей свою и семьи честь. Так требовала пресвятая церковь! Сломать абсолютно всю жизнь своему сыну, лишить его не только материнской любви, общества семьи, а вообще всех радостей жизни навеки, и в конце концов обречь его на то, что мальчик попадёт в тюрьму Инквизиции. И это только начало.

Роман Метьюрина прекрасен. В этой части про испанский монастырь и жизнь и работу Инквизиции, показанные изнутри, самые яркие, самые показательные и врезающиеся в память, пробирающие до мозга костей истории - это история молодого монаха, решившегося помочь другому монаху в его унизительном покаянии за незначительный проступок. За проявление человеческого сострадания к другому человеку молодой монах был замучен до смерти. Другая история - история гибели юноши, собственными родителями принуждённого стать монахом, и его любимой девушки, поступившей в монастырь под видом юного послушника. Любящие друг друга юноша и девушка были казнены, оставленные умирать от голода, во мраке, за то, что решились принести в монастырь любовь и счастье. Настоящий католик, а, особенно, монах не смеет быть счастливым. Бог католика не любит его, Он его карает.

В меньшем объёме в романе выступают на первый план верования жителей Индии и прилежащих островов в океане. В меньшем объёме, но ни сколько не менее красочно описанные и потрясающие воображение и душу. А равно, и последователи пророка Магомета, смотрят со страниц Мельмота Скитальца, и готовы плюнуть тебе в лицо. Ты не правоверный.

Теперь повернём же сияющую, возносимую ввысь медаль с надписью "религия" оборотной стороной к себе. Осторожно! Там человеческая природа. Как ты, человек, поведёшь себя, когда тебя вдруг настигнет нищета ? Настоящая нищета. На что ты решишься, когда дойдёшь до того, как увидишь, что твои дети постепенно умирают от голода. Метьюрин неоднократно рисует образ пограничного, того бордюра, узкой границы между двумя пропастями, между бушующими ревущими океанами с двух сторон. И ты, ты ступаешь по этой даже уже не тропе, а нитке. Что ты выберешь, человек ?

"Чего стоят чувства до тех пор, пока жизнь не подвергнет их испытаниям!"

Самой душераздирающей сценой в романе для меня стало заточение молодой прекрасной женщины с её новорожденной дочкой в тюрьму Инквизиции. Прекрасная удивительная Иммали и её младенец. Чего стоит этот мир, лицемерная гнилая религиозная система, если с Иммали произошло то, что произошло ? Эй, вы, святые отцы!! Горите вечно в аду за то, что смеете топтать и глумиться над самым прекрасным, что есть на всём белом свете.

Собирайся, разорванная в клочки моя душа. Мы едем дальше.

Дорогие друзья, читайте Мельмота Скитальца. Это колоссальная книга. Это, пожалуй, единственное, что я могу добавить к сказанному. Если Скиталец не зачитается с первого раза, пробуйте ещё. И ещё. Ровно так, как мы живём жизнь. Сегодня. Завтра. Всегда.

Я благодарю моих интеллигентных дорогих подруг по команде за то, что позволили мне дочитать Мельмота Скитальца. Ничего не бывает зря в жизни. После "Побега из Шоушенка" я нашла вторую книгу, которая вызывает не просто любовь к литературе, а которая повлияла на меня, а, значит, и на мою жизнь.

Livelib sharhi.

эта книга стоит твоего потраченного времени .подружка посоветовала,начала читать,сначала читала просто между срок,нудновато,потом втягиваешься,для саморазвития -впечатлила. 100 баллов.книга ,конечно,не для всех. 100 баллов.

Мельмот – роман длинный и для чтения непростой. Но потраченного на него времени я не жалею.

Это очень многоплановое повествование, полное отсылок и аллюзий на мировую литературу, обладает своеобразным очарованием. Главный же его герой, Мельмот, непохожий ни на кого другого, хоть и имеет весьма недобрый нрав, на фоне других персонажей выглядит скорее олицетворением суровой справедливости, чем воплощением зла.

«Если я обладаю каким-либо талантом, то он заключается в умении представить темное еще более мрачным и изображать борение таких страстей, когда душа находится на грани между недозволенным и святотатственным» Чарльз Роберт Мэтьюрин «Роман занимался до сих пор превратностями судьбы, счастливыми или несчастными случайностями, социальными отношениями, борьбою страстей, характерами, но оставил совсем без внимания самое существо человеческой личности.» Андре Жид

Отношения с «Мельмотом…» складывались у меня непросто. Начиналось с любопытства и предвкушения чудесных осенних вечеров с книгой: английская классика, которую я нежно люблю, знаменитый роман начала 19-го века, который кто только из литераторов не читал и не цитировал, начиная от Байрона до Пушкина, и чуть ли не разочарование в первые пару дней чтения.

Многословие, театральность сцен, утомляющий «высокий штиль», романтические приемы, встречавшиеся уже не один десяток раз, многослойная конструкция романа, напоминающая какую-то бесконечную матрешку, где по окончании каждой случайно найденной рукописи, обрывающейся на самом интересном месте неизменно и вновь случайно обнаруживается новая… Слишком всё это напоминало «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого, одну из немногих книг, которую я бросала столько же раз, сколько и начинала читать. Всерьёз начинало казаться, что чтение превратится в историю про мышь и кактус, но вдруг как – то незаметно для меня самой восприятие текста совершенно изменилось.

Быть может, дело в магии затягивания читателя в путешествие по притягательным пространствам: Ирландия, перемещение в Испанию, продолжение путешествия в Англии (в Лондоне), опять в Испании, на острове в Индийском океане, снова в Испании, в Англии и т. д. Быть может, дело в причудливо текущем в «Мельмоте…» времени – читаешь и пытаешься сложить пространственно-временной паззл, мысленно выстроить линейное повествование, проследить связи между персонажами и событиями. А, может быть, просто впускаешь в себя поэтический образный мир Мэтьюрина и как будто выпадаешь из современности.

Интуитивно, на уровне ощущений приближаешься к художественной реальности без фотографии, телефона, кино, телевидения, интернета и пр. и пр. Мир «Мельмота…» - это мир, когда способом изображения внешности была живопись, способом описания событий, пейзажей или людей - многостраничные письма, в картине мира людей непременно были Бог и Дьявол, праведное и греховное, а наличие у человека бессмертной души считалось безусловным фактом. И я сейчас не о том, что при чтении книги Мэтьюрина нужно знать и помнить исторические реалии и делать скидку на время написания, а, напротив, о том, что магия романа в том, что нечто можно воспринимать непосредственно и с удовольствием безо всяких специальных знаний и «скидок».

Во времена Мэтьюрина кто только не писал историй о мрачных тайнах, старых замках и зловещих монастырях, проклятьях и предсказаниях, гонениях и преследованиях благородных героев жестокими злодеями, а позже кто только не смеялся над приевшимися «штампами» готических романов. Но Мельмот – один из немногих героев, намного переживших своего создателя, продолжающий своё скитание годы и годы после своей литературной смерти.

Думаю, что дело в том, что «Мельмот…» - это не просто сборник историй о необыкновенных происшествиях, объединенных участием колоритного и загадочного героя. Как бы дико это не прозвучало, роман – достоверен, правдив и современен. Не в смысле документальности, конечно, а в описании того самого существа человеческой личности, чувств, эмоций, постановке важнейших вопросов жизни человека и общества.

Вот так Мельмот в тайной беседе с Исидорой говорит о любви: «Любить, прелестная Исидора, означает жить в мире, который создает себе твое сердце и чьи формы и краски столь же ярки, сколь и иллюзорны и далеки от жизни. Для тех, кто любит, не существует ни дня, ни ночи, ни лета, ни зимы, ни общества, ни одиночества. В их упоительной, но призрачной жизни есть только два периода, которые в сердечном календаре обозначаются двумя словами: свидание и разлука»

Вроде бы и не пристало автору, писавшему в традиции романтизма, говорить об иллюзорности любви, а вот ведь. В который раз убеждаюсь, что талант – это всегда некое сверхвидение, и вновь радуюсь, что в книгу удалось вчитаться.

А вот так Мэтьюрин от лица Мельмота говорит об обществе, власти и войнах: «…создали себе королей, иначе говоря, тех, кому сами же они дали право вытягивать посредством податей и золото, которое порок помогает скопить богачам, и жалкие крохи, которыми в нужде своей пробавляются нищие, до тех пор пока вымогательство это не проклянут как замки, так и лачуги они тешат себя тем, что устраивают войны, иными словами, собирают такое число человеческих существ, какое только им удается нанять для этой цели, чтобы те перерезали горло меньшему, равному или большему числу других существ, нанятых таким же способом и с тою же целью. У существ этих нет ни малейшего основания питать друг к другу вражду, ибо они не знают и ни разу даже не видели своих противников. Быть может, при других обстоятельствах они могли бы даже хотеть друг другу добра в той мере, в какой это вообще может позволить людская злоба, но с той минуты, как их наняли для совершения узаконенных убийств, ненависть становится для них долгом, а убийство – наслаждением».

Почти двести лет прошло со времени написания этих строк, а изменилось ли что-нибудь? А изменится ли еще через двести лет? И так ли ужасен Мельмот, более полутора сотен лет проживший в таком обществе и не дождавшийся прогресса?

Мне Мельмот кажется очень близким вне зависимости от его прегрешений и конкретики жизненных обстоятельств. Наверное, это потому, что в описании скитаний Мельмота я ощущаю явственные экзистенциальные мотивы. И его личность кажется много более сложной, чем романтическое воплощение некоего «зла». Сложность композиции романа словно подчеркивает сложность натуры героя. Яростное стремление к познанию тайн мира и воплощению себя, мучительные внутренние конфликты, ощущение отчужденности, одиночества и бесприютности, безжалостная критичность и, одновременно, стремление к людям, желание отказаться от своей судьбы, трагическая невозможность это сделать и превращение цепочки таких попыток отказа в судьбу – всё это в личности главного героя и удивительное сочетание психологизма и символизма романа делают для меня невозможным не полюбить книгу.

Если всё вышесказанное не кажется вам достаточным основанием для того, чтобы познакомиться с романом Чарльза Мэтьюрина, приведу ещё три причины это сделать:

1. «Мельмота-скитальца» читали и любили Вальтер Скотт, Байрон, Стивенсон, Теккерей, Уайльд, Готорн, По, Нодье, Гюго, Бальзак, Бодлер, Пушкин, Лермонтов, Делакруа и Фюзели писали картины, иллюстрирующие сюжет романа. Если вам понравится, то вы будете в отличной компании!

2. Совершенно чудесный «фанфик» к «Мельмоту-скитальцу» написал Бальзак. В своем «Прощенном Мельмоте» менее склонный к метафизике и идее о превосходстве над земными радостями загробного райского блаженства, чем священник Мэтьюрин, Бальзак приводит Мельмота в Париж и рассказывает о том, как можно избавиться от проклятия в обмен на земные блага.

3. В романе Мэтьюрина описывается сжигание некоего портрета с надписью «Дж. Мельмот, 1646 год», о герое же говорится, что его внешность не менялась в течение полутораста лет: «…он не потерял ни единого волоска на голове, а на его лице не появилось ни одной морщины». Вам это ничего и никого не напоминает?

Livelib sharhi.
Kiring, kitobni baholash va sharh qoldirish uchun

Вся прежняя жизнь моя была предвосхищением будущего, нынешняя же вся стала памятью о прошедшем. У счастливых жизнь полна надежд, у несчастных она полна воспоминаний

Нет людей более чуждых религии, нежели те, кто постоянно занят соблюдением ее форм.

(Мы не станем докучать читателю, передавая ее бесчисленные разглагольствования, ирландские слова и выражения, которые она употребляла, и частые паузы, вызванные тем, что она прикладывалась к табакерке и пила приготовленный из виски пунш, который Мельмот распорядился ей подать.)

. Если религия подменяет внутреннее исправление человека внешними строгостями, то не говорит ли это о том, что в ней есть какой-то изъян

Kitob Чарлза Роберта Метьюрина «Мельмот Скиталец» — fb2, txt, epub, pdf formatlarida yuklab oling yoki onlayn o'qing. Fikr va sharhlar qoldiring, sevimlilarga ovoz bering.
Yosh cheklamasi:
16+
Litresda chiqarilgan sana:
02 avgust 2020
Tarjima qilingan sana:
1976
Yozilgan sana:
1820
Hajm:
931 Sahifa 2 illyustratsiayalar
ISBN:
978-5-17-122818-7
Mualliflik huquqi egasi:
Издательство АСТ
Yuklab olish formati: