Hajm 690 sahifalar
Были и небыли. Книга 1. Господа волонтеры
Kitob haqida
1870-е годы. В большой, дружной и родовитой, хоть и небогатой дворянской семье Олексиных подрастают шестеро братьев и сестер – Варя, Гавриил, Василий, Федор, Маша, Иван и Володя. Один за другим покидают они родительское гнездо – и куда занесет их выбор взрослого пути? Удастся ли их искренности и юношескому идеализму, открытости и несгибаемым представлениям о чести и порядочности устоять перед трудностями, горестями и разочарованиями, а то и смертельными опасностями, которые им не раз доведется пережить?..
«Господа волонтеры» – замечательный роман Бориса Васильева, который можно читать и как часть его увлекательной дилогии «Были и небыли», и как совершенно отдельное произведение с острым сюжетом и яркими, запоминающимися характерами.
Janrlar va teglar
Книга о человеке, его мыслях и чувствах… о чести, о дружбе…. Грустно, что мало встречаешь таких людей сегодня. Что-то случилось с человеком
Интеллигентно написанный увлекательный исторический приключенческий роман. Очень приятный слог. Есть и любовь, и война, и философские рассуждения.
Действие происходит в основном в России, но также в Сербии, Болгарии и США.
Мне очень нравится, как Борис Васильев описывает общество 2-ой половины 19-ого века. Нравятся герои, сюжетная линия, сцены сражений и жизненная позиция автора.
Автор выстраивает два описания «свидания со смертью» на антитезе. Горе общее и горе частное.
Отец, надменный, гордый, молчаливый, внешне спокоен, но одиноко и беспомощно плачет, торопливо украдкой вытирая слёзы. Фёдор пригибается к земле, сутуля плечи под тяжестью струящихся слёз. Взрослых сыновей душат слёзы, которым они не позволяют выступить, а с завистью смотрят на прячущегося и стонущего «в зажатых рыданиях похожих на рыкающий кашель» крестьянского крепкого мужчину Захара, маминого брата, которому не позволено быть братом для своей сестры – барыни. «Слезами печаль мерить проще простого. И стоит недорого, и видно всем», – говорит Захару Гавриил, в подражании отцу пряча свою боль. Молчат беспомощно маленькие дети, не зная, позволено ли им плакать. И только Варя рыдает навзрыд, понимая, ЧТО ушло из их жизни вместе с мамой.
Эта книга о чести, доблести, самоотверженности и поисках истины. Автор мастерски рисует персонажей, которые всегда яркие и неповторимые. Поставленные Борисом Васильевым вопросы повисают в воздухе, побуждая читателя искать ответы в соответствии с собственной моралью и мировоззрением. Необычайно хороши женские образы, а мужские – это плеяда собирательных образов русской классической литературы
Набивший оскомину заголовок всего и вся еще во времена моего отрочества и обязательных школьных мероприятий неожиданно полно описывает основную идею книги. В семье потомственных (не особо знатных и богатых, но всё же) дворян Олексиных десять детей: шестеро так или иначе фигурируют в этой дилогии, четверо еще слишком малы и будут персонажами следующих книг цикла. Идут эти дети своими дорогами, примыкают к разным общественным течениям, оказываются в исторических событиях бок о бок с теми, кто и сейчас обитает на страницах учебников.
Начинаются «Были и небыли» со страшного события: неожиданно умирает мать, скреплявшая всех своих бесконечно разных родственников. Отец, и до этого не особенно вовлечённый в дела семьи, отстраняется совсем, старшей дочери приходится стать главой и заботиться о младших, забыв о себе. Младшие между тем разлетаются по своим учебам, казармам и прочим местам, куда зовёт сердце и долг.
Юные Олексины выбирают разные пути (военная служба, гражданская, многочисленные общественные течения и даже маргинальные группы), отчаянно хотят послужить родине и её народу и не могут спокойно жить, не отыскав ответы, как же сделать это правильно. Возможно, одна из самых важных мыслей этой книги — о том, что всё течёт и всё изменяется: да, ответы будут находиться, но они всегда неокончательные (хоть и кажутся такими) и в разное время на один и тот же вопрос человек ответит по-разному. Каждый из героев меняется, перемещается в спектре общественных течений России последней четверти XIX века (мужчины, конечно, женщины, как встарь, думают чисто о замужестве) и на каждом этапе пытается для себя сформулировать цель и возможные пути её достижения.
Еще одна важная мысль, которую автор и его герои думают на протяжении всей книги: а не много ли Россия на себя берёт, пытаясь решать судьбы других стран, когда в ней самой всё не слава богу? Для этого есть и фон (сербское восстание против власти турков), и герой (Гавриил Олексин становится первым русским добровольцем и отправляется в Сербию, помогать братьям-славянам), и много накопленных дум, которые он щедро раздаёт своим героям (в том числе оставшимся в России).
Линия Гавриила Ивановича и его путешествия в Сербию, а потом домой (но не совсем) будет главной в первой книге, оставляя историям других братьев и сестёр место интермедий, которые описывают настроения и нравы внутри страны.
Из неудачного в книге: некая предначертанность, что ли. Окружают Олексиных либо очень неприятные люди, либо очень приятные. И если сами герои сперва не понимают, кто перед ними, читателю автор с удовольствием сразу объяснит, подлый ли перед нами обольститель или чистой души человек.
И сами Олексины какие-то предначертанно честные посреди вот этого всего (каким бы это всё ни было: полком, светской гостиной или походным биваком) хоть какое-то сочувствие они вызывают, только встречаясь с нерешаемой головоломкой и оказываясь на пороге отчаяния. Условная Маша прекрасна, стойка и всё ждёт, когда можно будет пострадать за какую-нибудь идею (да, прямо как в «Формуле любви»). На фоне этой зубосводящей жертвенности её более неприглядная в поступках и мечущаяся сестра Варвара по итогу выглядит более живой. Правильный, почти праведный, Василий, который так аккуратно и опасливо перебирает, куда примкнуть и что делать (со стороны это выглядит как делание ничего), оставив на жену волнения за хлеб, выглядит тусклой тенью что своего нанимателя графа Толстого, что собственного брата Федора, которого тянет к сомнительным группкам (то к богомольцам, то к террористам-народовольцам) и сомнительным делам с смертными грехами.
Красота, как часто бывает у Васильева, в небольших зарисовках-историях побочных персонажей, которых встречают Олексины на жизненном пути (их сослуживцы, случайные попутчики, соседи по поместью). У каждого свои беды и войны и каждого Борис Львович описывает с теплом и интересом (ну если это, конечно, не злойплохойпротивныйподлыйгадкий кто-то из дворян).
Izohlar, 9 izohlar9