Hajm 330 sahifalar
1954 yil
Неугасимая лампада
Kitob haqida
Повесть «Неугасимая лампада» – самое значительное произведение Бориса Николаевича Ширяева, русского писателя второй волны эмиграции. Оказавшись в Соловецком лагере в 1920-х годах, Б. Ширяев описал тяжелую жизнь его узников, полную страданий, лишений, но вместе с тем и неугасимого света надежды. Соединив рассказы о судьбах людей, соловецкие легенды и лагерный фольклор, автор создал образ «потаенной» Руси, которая от новой власти большевиков ушла «в глубину», подобно древнему Китежу. Обретя на Соловках спасительную веру, писатель сохранил ее навсегда и посвятил ей главную книгу своей жизни.
Это книга с живой историей, глубокими переживаниями и незабываемыми шрамами. Это книга про то как может перевернуться вся жизнь человека на Соловках и про то как сложился путь известных и неизвестных нам людей в этом *сумрачном лесу.
Книга понравилась. Очень интересно и познавательно. Полезно иногда читать такие книги. История из первых уст. Местами ужасно до тошноты, но иначе автору не передать весь кашмар того времени.
книга заполнила белое пятно о 20-30 годах прошлого века в России. С жадность читала, давно искала информацию без политического подтекста. Взгляд автора мне близок, торжество Духа и невозможно объяснить зачем. Так надо Богу.
Новое, советское, после революционное, еще не вошло в накатанную колею. Старое еще не было искоренено окончательно. И вот на стыке этих двух культур , зарождающегося нового и уходящего старого, разворачиваются события в Соловецком лагере. Все интересно. И духовная составляющая персонажей, и их искания на стыке времен. И истории человеческих судеб до «Соловков» и в лагере есть просто поразительные! И призма, призма через которую все эти судьбы и искания показаны – можно «отменить бога», но невозможно загасить искру божью в человеке.
В воспоминаниях интеллигентов, офицеров и других «бывших», выживших в ГУЛАГе можно найти одну общую черту. Их объединяет полное отсутствие рефлексии. Они даже не пытаются найти свою вину в ужасах России в ХХ веке. Схематически их воспоминания выглядят так – была Святая Русь, потом началась революция и злое необразованное быдло пришло к власти, все разрушило и издевалось над нами – последними носителями русской культуры. Во-первых, интересно узнать откуда взялось это «злое быдло»? Рафинированные приват-доценты и прочие камер-юнкеры столетиями жили в одной стране с этими людьми и ничего не сделали для того, чтобы облегчить переход из «злого быдла» в добрых христиан. Почему? Да потому, что эти приват-камер-юнкеры сами так и не стали христианами. И это ответ на второй вопрос - кто виноват в революции?
Как следует из биографии автора, он участвовал в первой мировой войне, и даже дослужился до какого-то средней важности звания. По многочисленным воспоминаниям начало той войны интеллигенция встретила с энтузиазмом. Вот эта радость от предстоящей массовой человеческой бойни и заставляет задуматься. Люди, исповедующие веру в Бога, давшего однозначную заповедь не убивать, радуются возможности убить как можно больше себе подобных. Но Бог ведь обещал строго наказывать за нарушение заповедей. Он и наказывает. Что тут не понятного? Сколько раз будут убивать людей под надуманными предлогами, столько раз и будут наказаны.
Все эти рассуждения уровня церковно-приходской школы конечно известны людям типа академика
, князя или . Почему же они не посыпают себе голову пеплом и не каются в том, что сами нарушили заповедь и научили этому малограмотных сограждан? Ответ очень прост - у этих «лидеров нации» главный объект поклонения не Бог, а что-то другое, ради чего можно нарушать любые заповеди. Это называется идолопоклонством. И гнев Бога неизбежен.А грешнику сказал Бог: «Зачем ты возвещаешь о повелениях Моих и принимаешь завет Мой устами твоими? Ты же возненавидел наставления и вконец отверг слова Мои. Если видел ты вора, помогал ты ему, и сообщником прелюбодея становился; В устах твоих умножалось злоречие, и язык твой сплетал обманы; Сидя в собрании, клеветал ты на брата твоего, сыну матери твоей расставлял сети. Ты поступал так, а Я молчал; и помыслил ты беззаконно, что уподоблюсь Я тебе. Но обличу тебя и обнажу пред тобой грехи твои! Уразумейте это, забывающие Бога, да не отнимет Он у вас жизнь, и не будет избавителя! (Пс. 49:16-22)
– Да откуда же эти ангелы возьмутся? Почему же мы их не видим?
– А очень даже просто это, – отвечает мне батюшка, – ты в яме сидишь, что видишь? Одним счетом – ничего! А поднялся из ямки – видней тебе стало! А на гору взошел – еще дальше видишь! На вершину стал – и все пути тебе оттуда открываются. И всех человеков, скотов и прочих творений Божьих в полном виде там себе представляешь… Сверху-то, значит. Вот она, гора-то эта, и есть жизнь человеческая. Трудна она, это, конечно, верно, а на то и дан нам подвиг. У каждого же человека своя гора. Одна – повыше, другая – пониже, а превыше всех – гора Голгофа.
устремление в себя, а он давил на себя извне, словно борясь, преодолевая и истязая какую-то иную, угнездившуюся в нем, но чуждую ему личность
Обычай сильнее времен.
Платтен, Дахау, Римини, Лиенц... ещё и ещё сотни, тысячи, десятки тысяч безымянных Голгоф... От камчатки до Пиренеев, от Колымы до Ла Рошели... На эти Голгофы всходили те, кто нес в себе искру пламени Духа, всходили отвергшие Тьму, победившие её в своём сердце.
Подвиг торжествует над страхом вечная жизнь Духа побеждает временную плоть. Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ.
Izohlar, 16 izohlar16